Опубликовано 07.11.2023, 14:17
Леонид Делицын
Отчет «Яндекса» за третий квартал стал подтверждением курса компании на электронную коммерцию. Квартальная выручка онлайн-торговли, которую компания впервые за последние годы показала отдельно от райдтеха (то есть без такси), установила рекорд — 205 млрд руб. Это на 60% больше выручки второй по размеру российской интернет-компании за весь 2022 год. Рост в годовом выражении составил 54%. Для традиционных публичных компаний такой показатель выглядит фантастически. Конечно, теперь на рынке есть «Группа Позитив», которая грозится вырасти вдвое за год. Но за первое полугодие ей удалось увеличить выручку только на 34%. И есть Ozon, который во втором квартале показал темпы в 61%. Правда, Ozon относят к маркетплейсам, а «Яндекс» — к IT-сектору. Но ведь и «Яндекс» теперь на 20% маркетплейс.
Действительно, выручка «Яндекса» от сервисов электронной коммерции в третьем квартале 2023 года составила 42,2 млрд руб. — пятую часть всей выручки. Из этой суммы немногим больше половины (22,0 млрд руб.) пришлось на продажу товаров, остальное (20,2 млрд руб.) — на комиссионные и другие доходы маркетплейса. Показатель GMV (полная стоимость товаров и услуг, проданных через маркетплейс) составил 121,1 млрд руб. Основная доля (77 млрд руб.) пришлась на маркетплейс, меньшая часть — на собственные продажи.
Сравним с Ozon, у которого во втором квартале GMV составил 372,6 млрд руб., выручка — 91,2 млрд руб. Несложно посчитать, что по GMV «Яндекс» уступает Ozon в три раза, по выручке — в 2,2 раза. И по темпам роста, как мы уже видели, Ozon не уступает «Яндексу». А на рынке есть еще и Wildberries. Если «Яндекс» стремится увеличить долю рынка, то ему предстоит долгая и изнурительная конкуренция.