Материал раздела Основной

Эффект «Конкорда»: как невозвратные издержки губят бизнес и нашу жизнь

Киностудия Warner Bros. решила не выпускать уже снятый фильм, на который потратила $90 млн, — и правильно сделала, считают нобелевские лауреаты по экономике. Почему компании разоряются, когда не следуют этому примеру
Фото:  Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Когда мы имеем дело с деньгами, личными или корпоративными, нас подстерегают самые разные опасности. Но если некоторые никак от нас не зависят, то другие мы организуем сами, поддавшись разным когнитивным искажениям. Одно из самых частых и разрушительных — ловушка невозвратных издержек, когда человек или компания продолжает заниматься делом, которое не принесет результатов, просто потому, что на него уже было потрачено немало ресурсов. Корпорации тратят миллиарды долларов на тупиковые направления, инвесторы покупают акции компаний, у которых очевидные проблемы. Мы через силу доедаем в ресторане невкусное блюдо, продолжаем смотреть наскучивший сериал и жить с человеком, который нам не подходит, — ведь нам жаль усилий, которые мы вложили в эти отношения. И даже бесперспективные войны часто длятся только потому, что на них уже много потрачено.

Ловушке невозвратных издержек посвятили свои исследования несколько нобелевских лауреатов. Невозвратные издержки не должны влиять на наши будущие решения, предупреждают они. Надо думать не о деньгах, что мы уже потеряли, а о тех, которые мы можем заработать. Как перестать попадать в ловушку невозвратных издержек?