Материал раздела Основной

Индийский путь: как не попасть в сезон дождей и уберечь свой груз

О том, как возрождался логистический маршрут между Россией и Индией, через какой порт сегодня выгоднее отправлять товары, чем грозит малейшее опоздание доставки от индийских партнеров и как не попасть в сезон дождей, рассказал Владимир Гай («Модуль»)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Согласно данным ФТС России, в 2022 году товарооборот РФ и Индии увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2021 годом. По итогам первого квартала 2023 года Россия впервые стала вторым крупнейшим поставщиком товаров в Индию после Китая, экспортные поставки достигли $15,5 млрд, что в 4,7 раза больше показателей за такой же период прошлого года (данные индийского Министерства торговли и промышленности).

Этот факт — яркая иллюстрация тех колоссальных изменений во внешней торговле России, которые произошли после 24 февраля 2022 года и повлекли радикальную перестройку путей поставок экспортных и импортных товаров.

Российские экспортеры лишились основных рынков сбыта, привычные логистические цепочки были разрушены. Торговлю со странами, которые не поддержали западные санкции, серьезно осложнил уход из России крупнейших международных контейнерных линий, доминировавших на рынке регулярных морских перевозок.

Место Европы заняли наиболее предприимчивые и активно развивающиеся регионы сегодняшнего мира — страны Азии. Среди них Индия быстро вышла на одну из центральных позиций.

Индийский рынок огромен — это связано с размером его внутреннего потребления и заметной долей государственного протекционизма. Поэтому во взаимной торговле российский экспорт традиционно превалировал над импортом. После начала СВО объемы поставок резко упали и только в 2023 году постепенно начали восстанавливаться. Экспортерам потребовалось немало времени, чтобы по-новому выстроить логистику, преодолеть трудности, связанные с повышением ее стоимости, наладить каналы взаиморасчетов с покупателями.

Ранее основными экспортными позициями российских компаний были бумага и целлюлоза, удобрения, каучук, капролактам, сталь и изделия металлургии. Это подтверждают данные информационно-аналитического центра компании «Модуль». В 2023 году индийский рынок открылся также для таких товаров, как продукты прямого восстановления железной руды, которых уже поставлено 282 тыс. т, метанол (76 тыс. т), чугун легированный (28 тыс. т), чечевица сушеная (18 тыс. т).

На фоне прекращения поставок в Европу многие российские экспортеры переориентируются на новые рынки, в том числе на индийский. В первую очередь речь идет о деревообрабатывающей отрасли. Активно начали работать на этом рынке производители пиломатериалов, обрезной доски, фанеры, строительных материалов, например кровельных. Индия — растущий рынок, где при правильном позиционировании любой товар из России может найти спрос.

По данным информационно-аналитического центра компании «Модуль», за восемь месяцев 2023 года объем российского экспорта в Индию увеличился в 3,5 раза по сравнению с таким же периодом прошлого года — с 23,8 тыс. до 84,4 тыс. т.

Что касается импорта, то до 2022 года Россия ввозила из Индии в основном рис, чай, табак для производства сигарет, специи, замороженные продукты, нержавеющую сталь. Сегодня этот перечень пополнился новыми продуктами, которые раньше закупались в европейских странах. Это химическое сырье, сельхозтехника и оборудование, кафельная плитка, керамогранит и облицовочный камень, фармакологическая и косметическая продукция, продукты питания и др.

Фото:Aditya Singh / Global Look Press
Фото: Aditya Singh / Global Look Press

Если за весь досанкционный 2021 год из Индии было ввезено 996 тыс. т товаров, то только за восемь месяцев 2023 года их объем составил уже 1125 тыс. т, увеличившись на 13%.

Однако потенциал у нас значительно больше. В России может быть востребован широкий круг товаров из Индии — от предметов интерьера и посуды до сложных и дорогостоящих изделий, производственного оборудования и техники.

Как изменилась логистика за последний год