Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 21.10.2023, 10:00

Ставки на контейнерные перевозки идут вниз. Что будет с ценами дальше

С начала года контейнерные операторы отмечают планомерное снижение стоимости перевозки крупнотоннажной тары. Эксперты объясняют: сами контейнеры подешевели, и многие решили заработать на логистике
Фото: Gregor Fischer / Getty Images
Фото: Gregor Fischer / Getty Images

Что происходит с ценами

По состоянию на октябрь 2023 года стоимость перевозки универсальных 40-футовых контейнеров железнодорожным и морским транспортом через Дальний Восток упала вплоть до $4 тыс. против $12–13 тыс. по состоянию на конец 2022-го. Уровень $6–6,5 тыс. фиксировался операторами в мае: но тогда участники рынка объясняли это снижение сокращением общего объема отгрузок после китайского Нового года, появлением новых рейсов из китайских портов до Санкт-Петербурга и Новороссийска, а также снятием коронавирусных ограничений в КНР.

Контейнер позволяет перевозить широкую номенклатуру грузов — товары потребления повседневного спроса, оборудование для различных отраслей промышленности, автомобили и комплектующие, химические и лесные грузы. В начале октября РЖД сообщали, что за девять месяцев этого года в контейнерах по железной дороге во всех видах сообщения было транспортировано 56 млн т различной продукции (общая погрузка за этот период — 926,8 млн т). По данным «РЖД Логистики», сейчас в России только 10–12% грузов перевозится в контейнерах, тогда как в мировой практике — около 50%.

Последний раз стоимость перевозки на текущем минимуме опрошенные РБК операторы наблюдали в начале 2021 года. Собеседники РБК приводят следующие значения:

  • «Транссинергия», по словам директора по продажам компании Александра Ахмедова, фиксирует ставку на перевозку контейнеров морем через Дальний Восток на уровне $4 тыс. Хотя он оговаривается: «Похожая ставка была в период до пандемии и начала спецоперации на Украине, только тогда курс доллара был 60 руб.».
  • Тарифы на перевозку контейнеров по сухопутным и морским маршрутам начали заметно снижаться с февраля этого года — на 10% месяц к месяцу, рассказал РБК представитель группы FESCO: «На текущий момент их уровень колеблется в коридоре от $5,4 тыс. до $5,8 тыс.».
  • Представитель группы компаний «Дело» подтверждает, что с начала 2023 года ставки в экспорте из западной части России (до Западно-Сибирской железной дороги) в Китай через порты Дальнего Востока снизились «практически в два раза», не уточняя показатель. В импорте из Китая в Россию в течение года ставка снизилась примерно на 20%.