Материал раздела Основной
С 1 сентября начали действовать поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Что изменилось?
«Сетевой эффект» — свойство рынка, при котором потребительская ценность программы для ЭВМ в сети «Интернет», обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (так в Закон о защите конкуренции вводится понятие «цифровая платформа»), изменяется в зависимости от количества таких продавцов и покупателей.
На практике это означает, что влияние цифровой платформы на рынок оценивается по количеству сделок, которые совершаются на ней. Чем больше сделок, тем больше влияние. Например, чем больше соискателей разместят свои резюме на hh.ru, тем больше работодателей и кадровых агентств там зарегистрируются.
Стоит отметить, что понятие сетевых эффектов фигурировало в судебной и административной практике и ранее. Первыми ласточками его появления в российском антимонопольном законодательстве были дела ФАС против Google в 2015 году, против HeadHunter в 2019 году и против Booking в 2020 году. К примеру, в деле Google ФАС установила, что сетевой эффект, обусловленный предустановкой лишь определенных магазинов приложений, приводит к ограничению конкуренции. HeadHunter сослался на неправомерность использования понятия сетевого эффекта. ФАС парировала, что понятие «сетевой эффект» является устойчивым и применяется антимонопольными органами по всему миру. Отказ от применения данного понятия на практике приведет к тому, что из-под антимонопольного контроля выйдут крупнейшие российские и иностранные компании, работающие на рынках информационных технологий в России, отметили в антимонопольном ведомстве.