Материал раздела Основной

Как запустить финтех-стартап на мертвом рынке

Создать успешный финтех-стартап всегда было нелегко, но в последние 1,5 года это стало задачей со звездочкой: рынок венчурных инвестиций резко сжался. Как решить задачу, рассказывает Максим Мольдерф, сооснователь сервиса купли-продажи золота Moneymatika

Геополитика и нестабильная экономическая ситуация вынудили инвесторов обратиться к наиболее предсказуемым дивидендным моделям. В итоге традиционный венчур переживает упадок: инвестиционные фонды и бизнес-ангелы с неохотой дают деньги стартапам, особенно на стадии pre-seed. Согласно данным Venture Guide (часть навигатора по инновационной экосистеме Москвы Startup Guide), объем привлеченных венчурных инвестиций в России за январь—сентябрь 2023 года составил всего $41,6 млн — это на 96% меньше, чем за тот же период 2022 года.

Тем не менее, несмотря на то, что уровень непредсказуемости на рынках по-прежнему довольно высок, в российской экономической политике уже наметились устойчивые экономические тренды. Взять, к примеру, тренд на дедолларизацию: правительство заинтересовано в развитии альтернатив вложениям в иностранную валюту. Поэтому в марте прошлого года законодатели внесли изменения в Налоговый кодекс, отменяющие НДС в 20% на покупку драгоценных металлов физлицами. В результате инвестиции россиян в золото в слитках по итогам 2022 года выросли, по данным Минфина, в 15 раз по сравнению с показателем за 2020–2021 годы. Одновременно у клиентов возникла потребность в упрощении процесса покупки, хранения и продажи драгметаллов. А это новая ниша для бизнеса, в которой уже появились новые FinTech-игроки.

Почему FinTech не для каждого

Балансировать между тяжелыми экономическими условиями и открывшимися возможностями — задача амбициозная. Однако предпринимателям стоит помнить, что FinTech всегда был нишей с высоким порогом входа, пробиться в которую извне крайне сложно. Из всех возможных причин стоит выделить две:

1. Создание FinTech-стартапа требует сильной экспертизы: как личной, так и команды.

На рынке высокая конкуренция, причем среди игроков есть такие гиганты, как банки, брокеры, страховые компании. Все они разрабатывают и внедряют новые решения — а значит «хантят» лучших специалистов.

Что делать