ФАС не дремлет: как избежать обвинений в необоснованном росте цен
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции» (далее закон о защите конкуренции) запрещает организациям устанавливать монопольно высокие или низкие цены на товары и услуги. Как правило, антимонопольный орган узнает о нарушении из жалоб покупателей или контрагентов, сообщений СМИ; а также в ходе проверок. Таким образом, скрыть рост цен практически невозможно.
Как безопасно повысить цены
Для того чтобы снизить риски привлечения к ответственности:
1. Проведите исследование рынка.
Cравните цены конкурентов со своими. Оцените факторы, которые могут повлиять или уже влияют на изменение цен на рынке. Желательно делать это раз в три месяца, чтобы оперативно реагировать на изменения.
2. Подготовьте обоснование повышения цен.
Обоснованием может стать, например, колебание валютных курсов, рост ваших издержек, резкое изменение ситуации на рынке. Прикрепите к обоснованию заключение независимых экспертов.
Если сомневаетесь в правильности своих действий, попросите разъяснений у ФАС. Вы можете сделать это через официальный сайт ведомства. Срок ответа составляет 30 дней.
3. Привлеките к работе консультантов по антимонопольному регулированию.
Итоговое повышение цен не должно превышать грани разумного. Эти грани измеряются ценой, которая не дает сверхприбыли и не включает издержек, никак не связанных с продуктом.
Приведу в пример дело № А65-34620/2011. Страховая компания «Согласие» пожаловалась в УФАС по Республике Татарстан на то, что компания «Таксофон» предоставила абонентам, обратившимся в справочную службу, искаженную информации о ее товарах и услугах.