Тучные годы: сколько фармкомпании заработают на лекарствах от ожирения
Еще пять лет назад датская Novo Nordisk была ничем не примечательной фармацевтической компанией, хотя и стабильно зарабатывала на лекарствах от диабета. Последний раз она фигурировала в новостных заголовках разве что на почве масштабного разбирательства по поводу роста стоимости инсулина. Однако затем в 2021 году в ходе клинических испытаний препарата от диабета «Оземпик» выяснилось, что его прием в повышенных дозах способствовал потере веса. Причем существенной — до 15% массы тела. И вот тогда о Novo Nordisk заговорили по-настоящему. За последние пять лет капитализация компании выросла почти в четыре раза. В сентябре она достигла $444 млрд, тем самым превысив рыночную стоимость самой дорогой европейской корпорации — известного производителя предметов роскоши LVMH. А капитализация главного конкурента Novo Nordisk — американского фармацевтического гиганта Eli Lilly, выпускающего аналогичный препарат под названием «Мунджаро» (действующее вещество — тирзепатид), — достигла $522 млрд, то есть выросла в четыре раза с начала 2019 года.
В выигрыше, конечно, не только инвесторы. Аналитики Morgan Stanley подсчитали, что к 2030 году глобальные продажи подобных препаратов для снижения веса могут достигнуть $54 млрд. Позже прогноз был повышен до $77 млрд. Для сравнения, в прошлом году такие лекарства принесли производителям всего $2,4 млрд. Перспективность препаратов привлекает в нишу других участников рынка. Среди них — крупные фармацевтические компании (Amgen, Boehringer Ingelheim и Pfizer), фирмы поменьше (Jiangsu Hengrui, Structure Therapeutics) и биотехнологические стартапы (Carmot Therapeutics из Калифорнии, Gmax Biopharm и Sciwind Biosciences из Ханчжоу).
Это не первый случай в истории фармацевтики, когда разработками целого класса препаратов, по сути, никто не занимался, до тех пор пока прорывное решение не запустило конкурентную гонку.