Материал раздела Основной
Бренды держатся за Китай обеими руками: что о нем надо знать бизнесу
Пока Запад и США пытаются выдавить РФ из мировой торговли, Китай, известный как «мировая фабрика», предоставил ей всю мощь промсектора. Что надо знать о Китае, прежде чем ею воспользоваться, рассказывает Илья Сильницкий, гендиректор Stekebike Motors
Россия и раньше сотрудничала с Китаем, но сейчас, когда она попала под масштабные санкции из-за СВО и разворачивается на Восток, эта страна представляет для отечественных предпринимателей особый интерес. Что им надо знать о Китае и китайцах?
Менталитет: китайцы улыбаются и уходят от ответа
Китайцы очень отличаются от западных предпринимателей. Вот лишь несколько их особенностей:
- Кажущаяся общительность. Китайцы очень скрытные люди, не привыкшие выражать свои эмоции и говорить о важных вещах с незнакомцами. В случае конфликта продолжают улыбаться и проявлять вежливость. Соответственно, не терпят и грубости по отношению к себе. При этом они не высказывают претензии напрямую, «в лоб», как это принято в России. Если ваше предложение им не понравится, то они постараются увильнуть от прямого ответа. При этом могут использовать такие формулировки: «посмотрим», «потом», «в следующий раз», «как-нибудь». Если китаец не видит выхода из конфликтной ситуации, то может просто прекратить сотрудничество.
- Дотошность. Китайцы относятся к информации о товарах и услугах не так, как мы. Например, если мы говорим о мотоциклах, то нам достаточно будет технической информации и краткого описания. Для китайского покупателя важно все: как мотоцикл держится на дороге, как далеко он может проехать на одной зарядке, купил ли кто-то себе этот мотоцикл и изъездил ли на нем окрестности Гонконга, как он влияет на экологию. Те детали, которые кажутся нам излишними, не будут излишними в переговорах с китайским бизнесом.
- Коллективизм. Это характерная черта китайцев. Он проявляется везде и во всем: на работе, дома, на улице. Для китайцев характерно быть частью целого, они этим гордятся, и именно поэтому бизнес для них — это выгода для всего коллектива. При ведении переговоров не удивляйтесь, если вам придется убеждать в выгодности вашего предложения не одного только руководителя компании, а представителей всех ее подразделений.
- Законопослушность. Китайцы законопослушны — они, например, безропотно сидели полгода на карантине, пока эпидемия COVID-19 не пошла на убыль.
- Принцип «тчани» (в переводе на русский — «искренность/добросовестность»). Китайцы оценивают «тчани» — сколько усилий человек готов приложить для достижения цели. Например, сотрудники компании НОВАТЭК целый год жили в китайской гостинице, и только спустя год их пригласили на переговоры. Китайцы оценили, что потенциальные партнеры проявили терпение и показали серьезность своих намерений. С другой стороны, если вы не можете быстро ответить на вопрос или прислать коммерческое предложение по первому требованию, это может расцениваться как нежелание продолжать работу.
- Долгосрочное сотрудничество. Короткие быстрые сделки без продолжения китайскому бизнесу, как правило, не нужны. Если китайский партнер намного старше вас, то будьте готовы к тому, что он размышляет о том, как вы будете вести дела с его детьми, а ваши дети — с его внуками. Долгосрочность подразумевает готовность вникать во все, что касается китайского партнера: его бизнес-модель, его семейные и домашние дела, его здоровье, его карьера, планы его компании.