Материал раздела Основной
Константин Борисов

Ведро под килем: что сорвет вашу стратегическую сессию

Стратегическая сессия не новый инструмент, но все еще непривычный. Поэтому компании, которые ее проводят, допускают массу ошибок. Чтобы их предотвратить, Константин Борисов, основатель Support Partners, использует мудрость из мира парусного спорта

Однажды я участвовал в парусной регате. Гонка предстояла нешуточная, мы готовились поднять паруса и выйти из порта. Тут я увидел, что наш капитан заглядывает под лодку. Оказывается, он хотел убедиться, что у нас нет ведра под килем. Иногда к такой уловке прибегают конкуренты: сверху ведра не видно, а на ходу оно тормозит яхту не хуже парашюта.

Теперь я называю «ведром под килем» скрытые проблемы, которые мешают эффективно провести стратегическую сессию и могут даже ее сорвать. Критически важно их обнаружить и нейтрализовать.

Например, мы работали с одним из лидеров российского ретейла в премиум-сегменте. Между менеджерами и IT-специалистами годами тлел конфликт, который обострился в пандемию, когда покупатели массово перешли на онлайн-шопинг. Консервативные топ-менеджеры не верили, что предметы роскоши могут успешно продаваться в интернете, сама идея выставить товар на маркетплейсы казалась им крамольной (примеры Louis Vuitton, Gucci, Dolce & Gabbana, Prada, Bvlgari просто игнорировались). Айтишников в свою очередь раздражали попытки ими управлять. Добавлю, что компанию основал бывший военный. Он требовал от всех сотрудников, даже от айтишников, соблюдать строгий дресс-код: сидеть в опенспейсе в черных костюмах и белых рубашках.

Чтобы разобраться с проблемой, во-первых, собрали аналитику по результатам продвижения европейских модных домов и премиальных автопроизводителей в интернете, во-вторых, пригласили эксперта, одного из руководителей «Сбертеха», чтобы выяснить, как там выстроено командное взаимодействие продуктологов, маркетологов и IT-специалистов. Без такой предварительной работы топ-менеджмент вряд ли стал бы обсуждать онлайн-продажи в конструктивном ключе. А вот проблему дресс-кода сделали одним из пунктов повестки во время стратсессии и смогли договориться о послаблениях.

Теперь расскажу о некоторых типичных ситуациях, которые могут сложиться и в вашей компании, в том числе накануне стратсессии.

Ситуация № 1. Ожидания участников команды разнятся

Компания по продаже электротехнического оборудования проводила стратсессию и планировала подготовить «дорожную карту». Руководство предполагало, что это будет верхнеуровневое описание ключевых направлений, а команда, как выяснилось потом, ждала развернутый Excel-документ с детальными цифрами, вплоть до того, какое количество розеток нужно продать в воронежском филиале. В итоге сотрудники оказались разочарованы.

Как избежать такой проблемы

— Попробуйте найти записи предыдущей стратсессии — для анализа и отстройки. Соберите личные впечатления участников о том, как всё было организовано, а также их мнения о результатах.

— Заранее дайте полную информацию о том, как будет проходить ваше мероприятие, о целях и задачах, а также о том, над какими документами вы собираетесь работать.

Ситуация № 2. Один из участников ведет себя токсично