Материал раздела Основной
Константин Борисов
Однажды я участвовал в парусной регате. Гонка предстояла нешуточная, мы готовились поднять паруса и выйти из порта. Тут я увидел, что наш капитан заглядывает под лодку. Оказывается, он хотел убедиться, что у нас нет ведра под килем. Иногда к такой уловке прибегают конкуренты: сверху ведра не видно, а на ходу оно тормозит яхту не хуже парашюта.
Теперь я называю «ведром под килем» скрытые проблемы, которые мешают эффективно провести стратегическую сессию и могут даже ее сорвать. Критически важно их обнаружить и нейтрализовать.
Например, мы работали с одним из лидеров российского ретейла в премиум-сегменте. Между менеджерами и IT-специалистами годами тлел конфликт, который обострился в пандемию, когда покупатели массово перешли на онлайн-шопинг. Консервативные топ-менеджеры не верили, что предметы роскоши могут успешно продаваться в интернете, сама идея выставить товар на маркетплейсы казалась им крамольной (примеры Louis Vuitton, Gucci, Dolce & Gabbana, Prada, Bvlgari просто игнорировались). Айтишников в свою очередь раздражали попытки ими управлять. Добавлю, что компанию основал бывший военный. Он требовал от всех сотрудников, даже от айтишников, соблюдать строгий дресс-код: сидеть в опенспейсе в черных костюмах и белых рубашках.
Чтобы разобраться с проблемой, во-первых, собрали аналитику по результатам продвижения европейских модных домов и премиальных автопроизводителей в интернете, во-вторых, пригласили эксперта, одного из руководителей «Сбертеха», чтобы выяснить, как там выстроено командное взаимодействие продуктологов, маркетологов и IT-специалистов. Без такой предварительной работы топ-менеджмент вряд ли стал бы обсуждать онлайн-продажи в конструктивном ключе. А вот проблему дресс-кода сделали одним из пунктов повестки во время стратсессии и смогли договориться о послаблениях.
Теперь расскажу о некоторых типичных ситуациях, которые могут сложиться и в вашей компании, в том числе накануне стратсессии.
Компания по продаже электротехнического оборудования проводила стратсессию и планировала подготовить «дорожную карту». Руководство предполагало, что это будет верхнеуровневое описание ключевых направлений, а команда, как выяснилось потом, ждала развернутый Excel-документ с детальными цифрами, вплоть до того, какое количество розеток нужно продать в воронежском филиале. В итоге сотрудники оказались разочарованы.
Как избежать такой проблемы
— Попробуйте найти записи предыдущей стратсессии — для анализа и отстройки. Соберите личные впечатления участников о том, как всё было организовано, а также их мнения о результатах.
— Заранее дайте полную информацию о том, как будет проходить ваше мероприятие, о целях и задачах, а также о том, над какими документами вы собираетесь работать.