Материал раздела Основной

Российские вендоры вышли из тени западных. Как это изменило их работу

Некогда маловостребованные российские IT-решения резко понадобились всем. Поэтому вендорам пришлось сделать рывок вперед. Галина Богатова, директор Центра цифровых HR-технологий АО «Гринатом», — о том, в чем они преуспели и что еще предстоит сделать
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Курс на импортозамещение ПО возник в середине 2010-х годов и изначально предполагал постепенный переход госзаказчиков всех уровней на российские IT-решения. Ежегодно законодатели дорабатывали нормативную базу, и крупные госкомпании учитывали изменения в своей стратегии развития. Однако ключевую роль на российском рынке продолжали занимать зарубежные вендоры: они предоставляли стабильные, проверенные временем продукты и брали на себя их поддержку решений, защиту от атак и прочее. Российские разработчики оставались на вторых ролях.

За последние полтора года ситуация кардинально изменилась. С уходом крупных западных вендоров острая потребность в отечественных решениях возникла не только в госсекторе и близких к критической инфраструктуре компаниях, но и у IT-рынка в целом. Результатом стал по-настоящему масштабный спрос на качественное российское ПО, способное заменить зарубежные аналоги по всем направлениям.

Отечественные разработчики столкнулись с самыми серьезными задачами. Острый дефицит специалистов (по прогнозам АПКИТ, потребность в высококвалифицированных IT-кадрах уже в 2024 году увеличится на четверть и достигнет 300 тыс. человек), иностранные компоненты для разработки, крайне ограниченные временные ресурсы для подготовки и реализации цифровой трансформации — это лишь часть вызовов. Очевидно, что в ближайшие несколько лет российским вендорам предстоит адаптироваться к новой реальности и найти способы удовлетворить постоянно растущие требования отечественных заказчиков, которые уже успели привыкнуть к высоким стандартам зарубежных IT-решений.

Новый уровень сервиса

Еще недавно качественная поддержка и сервис были преимуществом иностранных IT-компаний. Это неудивительно — российские вендоры со значительно меньшими объемами работ не могли обеспечить аналогичный уровень обслуживания.