Материал раздела Основной
Проверять контрагентов необходимо, чтобы проявить должную осмотрительность. Это означает, что перед заключением договора вы должны найти информацию о потенциальном партнере в доступных источниках и убедиться в его добросовестности. В противном случае ФНС доначислит налоги, если посчитает сделку номинальной, например, из-за сотрудничества с фирмой-однодневкой, которую вы заранее не проверили. Рассмотрим, на что обратить внимание в первую очередь.
Проверить контрагента на аффилированность — значит выяснить, с какими юрлицами и физлицами у него есть юридически значимая связь. Аффилированные лица могут влиять друг на друга.
Зачем проверять — чтобы убедиться, что контрагент не сотрудничает с фирмами-однодневками, офшорами или у него нет неочевидных связей с вашей компанией.
В первом случае речь идет об организациях, которые ведут свою деятельность только на бумаге. Фирмы-однодневки, они же «технички», обычно создаются для уклонения от налогов и мошенничества. Аффилированность контрагента с такой компанией может говорить о том, что потенциальный бизнес-партнер ведет недобросовестную деятельность и, соответственно, может не исполнить контракт. К тому же вы рискуете привлечь внимание налоговой. Обычно она ищет фирмы-однодневки и проверяет всех, кто с ними связан. За само сотрудничество не накажут, но при его обнаружении ФНС станет пристально изучать вашу компанию и зацепится даже за малейшие непреднамеренные огрехи. Так компания рискует получить административное дело и штраф.
Похожая ситуация с офшорами, которые часто используются для уклонения от налогов и в мошеннических схемах. А если ваш контрагент аффилирован с вами, налоговая обязательно будет искать в ваших действиях признаки налоговой оптимизации.