Материал раздела Основной

Как проверить контрагента, чтобы ФНС не доначислила налоги — чек-лист

Пренебрежение проверкой контрагента может привести к неприятным последствиям: штрафы от налоговой, административные дела и репутационные риски. Какие показатели проверить, чтобы этого избежать, и как это сделать — рассказывает Юлия Ильчук (PravoTech)
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Проверять контрагентов необходимо, чтобы проявить должную осмотрительность. Это означает, что перед заключением договора вы должны найти информацию о потенциальном партнере в доступных источниках и убедиться в его добросовестности. В противном случае ФНС доначислит налоги, если посчитает сделку номинальной, например, из-за сотрудничества с фирмой-однодневкой, которую вы заранее не проверили. Рассмотрим, на что обратить внимание в первую очередь.

1. Аффилированность контрагента

Проверить контрагента на аффилированность — значит выяснить, с какими юрлицами и физлицами у него есть юридически значимая связь. Аффилированные лица могут влиять друг на друга.

Зачем проверять — чтобы убедиться, что контрагент не сотрудничает с фирмами-однодневками, офшорами или у него нет неочевидных связей с вашей компанией.

В первом случае речь идет об организациях, которые ведут свою деятельность только на бумаге. Фирмы-однодневки, они же «технички», обычно создаются для уклонения от налогов и мошенничества. Аффилированность контрагента с такой компанией может говорить о том, что потенциальный бизнес-партнер ведет недобросовестную деятельность и, соответственно, может не исполнить контракт. К тому же вы рискуете привлечь внимание налоговой. Обычно она ищет фирмы-однодневки и проверяет всех, кто с ними связан. За само сотрудничество не накажут, но при его обнаружении ФНС станет пристально изучать вашу компанию и зацепится даже за малейшие непреднамеренные огрехи. Так компания рискует получить административное дело и штраф.

Похожая ситуация с офшорами, которые часто используются для уклонения от налогов и в мошеннических схемах. А если ваш контрагент аффилирован с вами, налоговая обязательно будет искать в ваших действиях признаки налоговой оптимизации.