Как за 40 лет корпорациям удалось «подсадить» весь мир на воду в бутылках
Почти все прошлое столетие люди считали, что вода в бутылках — это дорогое излишество. Но за последние 40 лет она прочно вошла в нашу повседневную жизнь и сегодня утоляет жажду миллиардов потребителей по всему миру.
Во многих странах, где люди пьют бутилированную воду, нет никаких проблем с доступом к обычному водопроводу. Это заставляет задуматься, почему потребители не доверяют качеству воды в нем и как производители подогревают и используют в своих целях страхи своей аудитории.
Вода в бутылке — это престижно
В США современная индустрия бутилированной воды зародилась около 45 лет назад. В 1978 году компания Perrier выпустила свой первый продукт и развернула вокруг него масштабную рекламную кампанию.
Тогда многие удивлялись, зачем тратить немалые деньги на бутылку импортной питьевой воды, если такая же течет у них дома из-под крана. Но критики недооценили вопрос престижа. Эксперт в сфере брендинга Дуглас Холт писал: «Perrier первой стала продвигать идею о том, что пить воду из маленькой стеклянной бутылочки — это по-европейски утонченно, и этот посыл нашел отклик среди так называемых яппи» (успешных в карьере и состоятельных молодых людей, ведущих светский образ жизни. — РБК Pro).
Так Perrier задала правила игры на зарождавшемся рынке. К началу 1980-х годов подавляющее большинство производителей воды в Северной Америке были в основном местными и региональными, зачастую семейными компаниями. Однако по мере того как спрос на бутилированную воду рос, крупные локальные и международные бренды начали поглощать малый бизнес. К 1988 году половиной американского рынка бутилированной воды владели всего десять компаний.