Материал раздела Основной

Договор франчайзинга: что следует учесть, чтобы не потерять бизнес

Продажа франшизы всегда связана с рисками. Новый франчайзи может допустить ошибки, которые поставят под угрозу краха не только открытое им заведение, но и весь бизнес франчайзера. Как этого избежать с помощью договора — поясняет Артем Гарден (ЮГ «Совет»)
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

На сегодня в России нет отдельного федерального закона, регулирующего франчайзинг. Это достаточно молодая отрасль, правила в которой периодически меняются через изменения в судебной практике. Не существует также строгого перечня условий договора. Поэтому при составлении договора франчайзинга у начинающих предпринимателей возникает много вопросов.

Рассмотрим, какие пункты стоит внести в договор, чтобы защитить свое дело.

О стандартах

Каждая франшиза имеет свои стандарты, которые помогают поддерживать целостность сети, а также ведут к формированию доверия к бренду.

Например, в ресторанном бизнесе чаще всего стандартизированы перечень и рецептура блюд, фирменный дизайн заведений, стандарты обслуживания посетителей. В сети салонов красоты к обязательным стандартам могут относиться технология оказания услуг, маркетинговые активности, форма персонала.

Отсутствие стандартов означает полную свободу для франчайзи. Неопытные предприниматели могут принимать необдуманные решения, что сулит множество проблем, включая значительное снижение лояльности к бренду.

Так, если в сети общепита нет строгих стандартов касательно меню, любой франчайзи может его изменить, добавив новые блюда, которые могут не понравиться клиентам. Как следствие, посыпятся негативные отзывы, упадет рейтинг заведения. И франчайзеру придется приложить немало усилий для разрешения этой ситуации.