Материал раздела Основной

Как платить сотрудникам высокие зарплаты и при этом не разориться

Компании испытывают дефицит кадров. Чтобы привлечь нужного кандидата, им приходится предлагать зарплату выше рынка. Как сделать так, чтобы рост затрат не съел прибыль, рассказывает Зоя Стрелкова, руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про»
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

1. Нанимать дороже, чтобы зарабатывать больше

Все продукты в ассортиментном портфеле бизнеса имеют разную рентабельность. Компания может по привычке заниматься товарами и услугами с нулевой рентабельностью и непонятными перспективами. Эту практику следует пересмотреть.

В ассортименте каждой компании можно выделить следующие группы:

— Продукты, которые имеют одновременно высокую рентабельность и потенциал роста продаж.

Для работы с ними следует создавать квалифицированные торговые силы. Затраты на их высокие зарплаты окупятся за счет роста прибыли.

У одного завода была возможность производить уникальную продукцию для высокотехнологичных отраслей. Но он в основном продавал силовой кабель: его производит множество заводов, между которыми идет ценовая конкуренция. Рентабельность бизнеса ежегодно снижалась.

Ситуацию исправили, изменив структуру торговых сил: наняли крутых менеджеров специально для поиска требовательных заказчиков и реализации высокорентабельной продукции.

— Продукты, которые клиент выбирает исключительно по цене.

Если главный фактор конкуренции — низкая цена, то основные усилия нужно направить на оптимизацию себестоимости и процессов. При достаточно низкой цене высококвалифицированные менеджеры продаж не нужны. Сэкономив на менеджерах, можно направить ресурс на наем технологов и других специалистов, которые могут повлиять на себестоимость. В итоге компания получит отдачу за счет роста рентабельности дешевой продукции и объема продаж.

На уже упомянутом заводе для сбыта востребованной, но дешевой продукции создали дилерский отдел, который скорее отгружает, чем продает. Высокая квалификация менеджеров там не требуется — достаточно обеспечить низкие цены и наличие товара.

— Продукты с низкой рентабельностью без шансов роста объема продаж.

Если без них можно обойтись, то пора от них избавиться. Чем меньше у компании ассортиментных позиций в работе, тем ниже потребность в персонале и другие затраты.

Итак, первый шаг к окупаемости «дорогого» персонала — это ревизия ассортимента, выделение наиболее рентабельных и перспективных направлений и избавление от лишнего. Если обеспечить рост продаж высокорентабельных товаров и услуг, это даст возможность нанимать квалифицированный персонал и в другие отделы компании.