Материал раздела Основной
Максим Оганов
Агентство Oganov.Digital работало на российском рынке с 2018 года. С момента открытия бизнес действовал исключительно в онлайне, а часть сотрудников изначально находилась в других странах. В связи с тем, что компания не была привязана к офису в конкретном городе и физическому выполнению заказов, для релокации в другую страну было достаточно изучить особенности нового рынка, местные законы и зарегистрировать бизнес по всем правилам. В начале 2023 года, после того как все это было сделано, агентство начало свою работу в Казахстане.
Ниже пошагово рассмотрим последовательность действий, которая позволила в короткие сроки запустить бизнес в Казахстане и найти местных клиентов.
Еще до самой релокации важно прийти к пониманию, куда, собственно, переезжает компания и какие запросы местной цифровой экономики Казахстана она сможет удовлетворить. Проведите анализ местного рынка, чтобы оценить спрос на цифровые услуги агентства, а также определить конкурентную среду и потенциальных клиентов.
Цифровой рынок Казахстана оказался открытым и перспективным, особенно в сравнении с регулярно вводимыми ограничениями в российской экономике. Гораздо интереснее работать там, где больше каналов для привлечения клиентов (Instagram, Facebook — принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России, Tik-Tok) и нет ограничений. Практика показала, что за рубежом в данный момент работать выгоднее: цены на услуги в несколько раз выше, а оплата, как правило, в долларах и евро.