Пока экономика Китая росла, трастовые компании наращивали доходы от инвестиций в недвижимость. Теперь из-за проблем у застройщиков и замедления экономики страны отрасль стоит на пороге серии банкротств. The Economist разбирался, устоит ли финансовый рынок
Акции китайской трастовой компании Xinhua (трастовые фирмы специализируются на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством. — РБК Pro), выступавшей в роли теневого кредитора, торгуются по бросовым ценам. В мае в организации объявили о банкротстве: это был первый за последние двадцать лет крах трастовой компании в стране. Имущество Xinhua выставлено на торги большими лотами. Их можно приобрести на площадке Taobao со скидкой 30% по отношению к балансовой стоимости. Так, по решению суда на аукцион был выставлен автомобильный парк компании. Товарные знаки Xinhua продаются всего за 12 тыс. юаней ($1,65 тыс.).
Крах компании может стать предвестником кризиса всей отрасли: аналогичные фирмы, под управлением которых находятся активы стоимостью 21 трлн юаней, сталкиваются с теми же проблемами, что привели к банкротству Xinhua. Не оправдались ожидания относительно темпов восстановительного роста экономики Китая. Между тем строительная отрасль переживает постоянные дефолты и реструктуризации.
Оба обстоятельства создают неблагоприятную конъюнктуру для трастовых компаний, активно инвестировавших в инфраструктурные проекты и недвижимость. Банкротство Xinhua не было для многих неожиданностью, но еще большие опасения у наблюдателей вызывает ситуация в одной из крупнейших в стране трастовых фирм — Zhongrong. В середине августа в компании прекратили осуществлять выплаты бенефициарам. Теперь инвесторы опасаются, что в таком же положении окажутся другие трастовые фирмы, и это приведет к другим экономическим проблемам.