Материал раздела Основной
РБК Pro публикует отрывок из книги Вячеслава Таранова «Краткая энциклопедия болезней бизнеса. Диагностика и методы лечения». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».
Главный вопрос любого взрослого человека: зачем я работаю? Для чего каждый день прихожу в офис? Чего хочу достичь? Что меня мотивирует? Только ли деньги?
Переменная часть вознаграждения в виде бонуса — важная часть мотивации сотрудника и руководителя любого уровня. Но всегда ли бонус отражает реальные достижения, вклад в успех компании? Конечно, нет! Но если самоцель — бонус, это напоминает компьютерную игру-бродилку, в которой нужно собрать как можно больше «монеток». Это и есть бонусофагия.
1. Сотрудники считают бонус обязательной частью компенсационного пакета. Бонус, таким образом, теряет свою мотивирующую функцию, а начинается это в момент, когда произносится: «Ты будешь получать 100 тысяч и 50 тысяч бонусами», — фактически бонус становится частью зарплаты, и люди привыкают к этому.
2. Когда бонус все же привязан к результату, начинается игра в пониженные обязательства. Это приводит к тому, что план регулярно перевыполняется на 120–130%, но никто его не повышает, поскольку неправильное планирование, не учитывающее динамику рынка, — часть системы, которая всех устраивает.