Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 07.09.2023, 10:12
Артём Иванов

Как не прогадать с покупкой акций компании, которая только вышла на IPO

Первичные размещения акций (IPO) российских компаний вызывают интерес у частных инвесторов. Власти будут способствовать росту их числа. Но не все бумаги стоит покупать. Как не уйти в минус, рассказывает Артем Иванов, инвестаналитик СК «Росгосстрах Жизнь»
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

За последние три года прошло довольно много интересных размещений. Среди них размещения HeadHunter, Ozon, ЦИАН, Positive Technologies, Whoosh, Genetico, CarMoney. Последние три компании выходили на IPO начиная с декабря 2022 года. Мосбиржа прогнозирует, что в 2023 году на ее площадке пройдет до десяти первичных размещений, а в ближайшие годы их количество вырастет до 40.

К делу подключился президент РФ Владимир Путин. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 22 августа он сказал, что в этом году прошло всего два IPO и подчеркнул: «…необходимо нарастить усилия и добиться конкретных, осязаемых результатов».

Есть и другие причины, почему IPO в ближайшее время, скорее всего, станет больше. Во-первых, из-за санкций растущие компании теперь не могут получить инвестиции от зарубежных инвесторов. Во-вторых, опционы, которые компании предлагают сотрудникам после выхода на IPO — хороший способ мотивации. Как и получение компанией нового статуса — публичного акционерного общества. В-третьих, компании, которая вышла на IPO, легче получить кредит в банке или разместить долговые инструменты по выгодным ставкам.

Стоит также отметить, что в последнее время фондовый рынок демонстрирует рост и уже не выглядит слишком дешевым. В 2022 году он просел в связи с геополитическими событиями — на 50% с начала года и по 12 октября. Сейчас котировки выросли по сравнению с минимальным значением на 57%. Инвесторы активны, а значит первичное размещение акций может проходить по удовлетворительным ценам.

Как выбрать бумаги для инвестиций

Когда профессиональный инвестор хочет вложиться в какую-то компанию, то он проводит всесторонний анализ реальной стоимости ее акций — в частности, строит DCF модель для определения верхней границы размещения, и считает мультипликаторы сравнимых компаний — для определения границ диапазона размещения. Непрофессиональному инвестору эти способы оценки недоступны. Однако это не значит, что ему следует слепо доверять презентационным материалам эмитента, в которых информация может быть подана в выгодном для компании свете. Небольшую проверку провести все же стоит.