Как не прогадать с покупкой акций компании, которая только вышла на IPO

За последние три года прошло довольно много интересных размещений. Среди них размещения HeadHunter, Ozon, ЦИАН, Positive Technologies, Whoosh, Genetico, CarMoney. Последние три компании выходили на IPO начиная с декабря 2022 года. Мосбиржа прогнозирует, что в 2023 году на ее площадке пройдет до десяти первичных размещений, а в ближайшие годы их количество вырастет до 40.
К делу подключился президент РФ Владимир Путин. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 22 августа он сказал, что в этом году прошло всего два IPO и подчеркнул: «…необходимо нарастить усилия и добиться конкретных, осязаемых результатов».
Есть и другие причины, почему IPO в ближайшее время, скорее всего, станет больше. Во-первых, из-за санкций растущие компании теперь не могут получить инвестиции от зарубежных инвесторов. Во-вторых, опционы, которые компании предлагают сотрудникам после выхода на IPO — хороший способ мотивации. Как и получение компанией нового статуса — публичного акционерного общества. В-третьих, компании, которая вышла на IPO, легче получить кредит в банке или разместить долговые инструменты по выгодным ставкам.
Стоит также отметить, что в последнее время фондовый рынок демонстрирует рост и уже не выглядит слишком дешевым. В 2022 году он просел в связи с геополитическими событиями — на 50% с начала года и по 12 октября. Сейчас котировки выросли по сравнению с минимальным значением на 57%. Инвесторы активны, а значит первичное размещение акций может проходить по удовлетворительным ценам.
Как выбрать бумаги для инвестиций
Когда профессиональный инвестор хочет вложиться в какую-то компанию, то он проводит всесторонний анализ реальной стоимости ее акций — в частности, строит DCF модель для определения верхней границы размещения, и считает мультипликаторы сравнимых компаний — для определения границ диапазона размещения. Непрофессиональному инвестору эти способы оценки недоступны. Однако это не значит, что ему следует слепо доверять презентационным материалам эмитента, в которых информация может быть подана в выгодном для компании свете. Небольшую проверку провести все же стоит.