Материал раздела Основной

Как подтвердить расходы, чтобы у налоговой не возникло вопросов

Налоговики следят за поступлениями. Если у них возникает мысль, что компания искусственно занижает налоговую базу за счет расходов, то разбираются в причинах. Сергей Кравченко, основатель «Первой экспертной бухгалтерии», — о том, как избежать доначислений
Фото: Александр Манзюк / ТАСС
Фото: Александр Манзюк / ТАСС

Инспекторы ФНС придут в вашу компанию в первую очередь, если налоговая нагрузка выбивается за пределы нормы по отрасли в меньшую сторону. Это фактор риска, который «подсвечивает» вас для налоговиков.

Чтобы узнать, не завышаете ли вы расходы, налоговики проверят подтверждающие документы. Если документы окажутся не в порядке, то за попытку занизить налоговую базу на 10% и более выпишут небольшой штраф — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Если же они докажут факт снижения налога на прибыль за счет неподтвержденных расходов, штраф вырастет до 20% от суммы недоимки. Поэтому перед тем, как учесть расходы и уменьшить на них сумму налога к уплате, обязательно убедитесь, что все бумаги в наличии и корректно оформлены.

Какие документы налоговая примет и не примет

Главная трудность состоит в том, что в Налоговом кодексе (НК) РФ не прописан перечень обязательных документов.

Однако ФНС традиционно принимает:

— первичные документы — договоры, счета, платежки, товарные накладные, акты, счета-фактуры;

— косвенные (связанные с первичными) документы — приказы, дополнительные соглашения к договорам, инвойсы, требования, командировочные удостоверения, авансовые отчеты и т.д.

Ведомство не принимает:

— книги продаж — это не документ «первички» и не связан с «первичкой»;