Материал раздела Основной
РБК Pro публикует отрывок из книги «Внутреннее предпринимательство», написанной Андреем Батрименко, директором Центра развития новых продуктов Академии «Ростеха» при поддержке Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ».
Представьте себе управление машиной в любом крупном мегаполисе России: есть знаки дорожного движения, разметка, светофоры и пешеходные зебры. Это относительно простая система — просто придерживайся правил, и в большинстве случаев все будет отлично. Зачастую причиной происшествий становится нарушение ПДД (превышение скорости, переход дороги в неположенном месте, игнорирование светофоров и т.д.) или форс-мажорная ситуация (снегопад, гололедица, сильный туман, водитель потерял сознание и т.п.).
А теперь представьте себе дорожное движение в Индии, в Мумбаи. Возможно, вы наблюдали его вживую или видели в кинофильмах: все едут и идут, куда им заблагорассудится, никто не соблюдает правил; скорее это хаотическая, или запутанная, система. В таком контексте неважно, какие знаки стоят на обочине или какие правила существуют для пешеходов. Приходится постоянно быть бдительным и принимать решения каждые несколько секунд. Подобный пример демонстрирует следующее утверждение: в разных обстоятельствах требуются разные модели поведения. Именно это и есть основная идея методики «Киневин» (от валл. cynefin — «среда обитания»), которую в 1999 году сотрудник IBM Дейв Сноуден создал для принятия решений, влияющих на управление системой знаний компании. Всего в модели «Киневин» рассматривается пять разных типов систем: простые (simple), сложные (complicated), запутанные (complex), хаотические (chaotic) и беспорядочные (disorder). Для автомобилиста движение в Москве — простая система, а в Мумбаи — хаотическая, или беспорядочная. Не будем подробно разбирать типы поведения для всех систем, остановимся лишь на запутанных и хаотических, поскольку мы живем в сложном, нелинейном и запутанном мире.
Для запутанных систем подходит следующая последовательность действий: «эксперимент — измерение — ответ» (probe — sense — respond). Это алгоритм научного познания, на нем основан современный продуктовый подход, который я рекомендую для развития новых продуктов и направлений бизнеса.