Материал раздела Основной

Красный генерал: как управлять командой, если вы контрол-фрик и параноик

Авторитарные лидеры опираются на такие инструменты, как иерархия, директива, приказ. Но эти инструменты дают эффект лишь в пик кризиса. Анастасия Кудрявцева, эксперт по лидерству, — о том, как изменить стиль управления и добиться от команды максимума
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Каждый четверг Семен Александрович, заместитель генерального директора компании «Город», направляет всем сотрудникам письмо с требованием обновить статус и заполнить отчет по новым проектам, запущенным два месяца назад.

В письме ярко прослеживается требовательный тон: почему вовремя не заполнили, обоснуйте сроки, причины, статусы, предоставьте в срок до… В ответ Семен Александрович получает лишь молчание или формальные отписки. Он и не подозревает, что давно потерял авторитет. Ключевые проекты в компании ведут молодые и инициативные сотрудники. У Семена Александровича нет ни рычагов управления, ни доступа к информации, одни лишь отчетные таблицы.

Семен Александрович начинает раздражаться, нервничать, обвинять сотрудников в неэффективности и непрофессионализме. Он плохо спит, на ночь выпивает полстакана бренди, манкирует спорт и отдых, часто задерживаясь на работе, чтобы хоть как-то проконтролировать рабочий процесс.

Почему сотрудники отвернулись от требовательного топ-менеджера? Неистовое желание Семена Александровича контролировать процессы вызвало в них сопротивление. К счастью для бизнеса, не к самой работе, а персонально к Семену Александровичу и его стилю руководства.

Авторитарный лидер эффективен в кризисные моменты жизни компании, однако практические бесполезен в спокойные времена: практика регулярного менеджмента уже давно отторгает идею единоначалия.

Власть и лидерство лежат на противоположных чашах весов. Тем не менее на рынке очень много профессиональных директоров с вшитой функцией тотального контроля.

Что делать, если вы из их числа? Давайте разберемся. Для этого разберем трехвекторную модель лидерства (3В). Она включает в себя три ключевых навыка.

1. Видение

Если вы запускаете новый проект, согласованный с высшим руководством, организуйте сессию, чтобы синхронизировать ваше видение проекта с видением тех, кто непосредственно будет его реализовывать. В ходе сессии ответьте на следующие вопросы:

— Кто стейкхолдеры проекта?

— Каковы ожидания стейкхолдеров?

— Каковы оптимистичные и реалистичные сроки реализации проекта?

— Какие ресурсы компания имеет для достижения цели?

— Каков идеальный образ результата?

— Что может помешать реализации проекта?

— Кто может помочь довести его до конца?

— Какую ценность проект принесет компании в целом?