Материал раздела Основной
Артём Рахмеев

Как выйти из бизнеса без долгов: четыре поучительные истории

Многие собственники воспринимают закрытие бизнеса как личную неудачу. На самом же деле порой это единственно верное решение. Артем Рахмеев, основатель сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl, — о том, как он выходил из четырех проектов и какие уроки вынес
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Поучительная история № 1. Как я покупал сноуборды за евро

В 2014 году я создал бизнес по продаже сноубордов и экипировки для катания. Я закупал товары топового бренда Burton через единственного официального дистрибьютора. Расплачивался в евро. Заказ оформлялся один раз в декабре, а поставка происходила на следующий год в сентябре, то есть через десять месяцев. В том году я сделал заказ стоимостью €150 тыс., при курсе 48 руб. за €1. Через три месяца, когда нужно было производить оплату, евро взлетел до 100 руб. Согласно условиям договора, я не мог менять розничные цены, а наценки не хватало для перекрытия курсовой разницы. Бизнес стал убыточным. Тогда я принял решение свернуть его. После чего в течение нескольких месяцев распродавал товары и закрывал магазин.

Я мог обсудить с поставщиком пересмотр условия договора и ценовой политики, но не стал этого делать из-за непредсказуемости рынка. Некоторые финансовые аналитики прогнозировали, что евро поднимется до 150 руб.

Какой урок я вынес: небольшому российскому бизнесу надежнее и логичнее вести дела в рублях.