Хитрая галочка: на что мы подписываемся, оставляя свои данные на сайтах
Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.
Главный вопрос, который возникает, когда мы передаем свои персональные данные кому-либо: а нужно ли это вообще? И если нужно, то зачем.
Обоснованность таких требований со стороны бизнеса — важное условие, которое прописано в законе «О персональных данных». В статье 5 есть, например, такие пункты:
- Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
- Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
Так что простой вопрос — действительно ли эти сведения так нужны компании — вполне легитимен. Допустим, вы отправляете на сайте заявку на получение карты лояльности, и компания просит оставить не только электронную почту, но и номер телефона, домашний адрес, дату рождения. В такой ситуации стоит задуматься, так ли это необходимо? Как организация будет использовать эту информацию?
Кроме того, по закону о защите прав потребителей продавец не вправе отказывать потребителю в услуге, если тот не готов предоставить персональные данные (за исключением тех случаев, когда без этой информации обслужить гражданина нельзя — например, в банке или страховой организации).
Иногда компании прямо пишут, зачем собирают те или иные данные. Это хорошая практика.
Галочка согласия
Параллельно с передачей данных обычно нужно подписать согласие на их обработку. Как правило, онлайн-ресурсы просят поставить «галочку», но иногда делают это весьма хитрым способом.