Материал раздела Основной
Бизнес говорит «франшиза», юрист уточняет — «коммерческая концессия». По договору коммерческой концессии франчайзер предоставляет франчайзи право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих ему исключительных прав. Взамен франчайзер получает часть выручки франчайзи и право контролировать его деятельность.
В состав договора коммерческой концессии обязательно входит право на товарный знак. Однако вся ценность франшизы состоит в совокупности передаваемых прав на объекты интеллектуальной собственности. В число таких объектов могут входить, например, оригинальный дизайн помещений, инструкции и стандарты обслуживания, внутренние базы данных и даже секреты производства.
Каких ошибок важно избежать на стадии подготовки договора?
Обязательное условие договора коммерческой концессии — передача партнеру права на использование товарного знака франчайзера. Однако встречаются ситуации, когда неопытные франчайзеры пытаются заключить договор, не зарегистрировав перед этим товарный знак (например, на основании поданной заявки), или предоставляют франчайзи право на товарный знак, зарегистрированный на территории другого государства (не Российской Федерации).
Любая подобная ситуация несет риск не только для владельца франшизы, но и для его партнера, так как в таком случае нет предмета договора. Конечно, Роспатент не зарегистрирует такой договор, а следовательно, он будет считаться несостоявшимся.
Избежать проблемы просто — франчайзи надо проконтролировать, что: