Материал раздела Основной

Как повысить продуктивность в условиях кризиса — практические советы

Психологи давно открыли феномен эмоционального заражения: мы бессознательно считываем и перенимаем эмоции других людей. Как добиться того, чтобы эти эмоции были положительными даже в сложные времена, рассказывает Тимур Соколов, CEO The Team

Американский гештальт-психолог Соломон Аш провел эксперимент. Он разделил студентов на группы по восемь человек и добавил в каждую подсадных «студентов». После чего показывал каждой группе карточки, на которых были изображены линии, и задавал вопрос: «Все ли палочки одинаковые?» Одна линия явно выделялась на фоне других, но подсадные «студенты» отвечали на вопрос утвердительно. Остальные участники теста, услышав их ответы, тоже признавали, что линии одинаковые. В общей сложности 75% неангажированных участников эксперимента выбирали неправильный ответ, лишь 25% стояли на своем и не шли на поводу у большинства.

Этот и другие эксперименты подтверждают, что существует некий социально-психологический механизм эмоционального заражения — люди легко попадают под давление окружающих. Причем они перенимают от окружающих не только их мнение и нормы поведения, но и настроение. Так, сотрудники, которые постоянно находятся в водовороте негативных новостей, начинают фокусироваться на отрицательных переживаниях и либо впадают в состояние ступора, либо ударяются в панику, лишаясь возможности трезво мыслить и быть продуктивными. И напротив, если новости позитивные, участники команды имеют гораздо более высокие шансы находиться в ресурсном состоянии и эффективно решать задачи.

Задача лидера — добиться того, чтобы сотрудники фокусировались на положительных переживаниях.

Как это сделать?

1. Развивайте осознанность

Команда мечты: как нанимать и удерживать лучших кандидатов
Интенсивы 3 дня

Реагируйте проактивно

Есть формула: «ситуация + реакция = последствия». Есть два типа реакции: реактивная и проактивная.

— Реактивная реакция — вы оказываетесь в неприятной ситуации, реагируете бесконтрольно и получаете нежелательный результат. К примеру, вам сказали: «Ты дурак», а вы в ответ бросили: «Ты сам дурак» — возник конфликт.