«Вьетнамскую Tesla» оценили дороже Ford и GM после IPO. Как это вышло
В начале недели, 15 августа, акции вьетнамского производителя электрокаров VinFast начали торговаться на бирже NASDAQ. Поначалу дебют оказался успешным: «дочка» конгломерата Vingroup росла на открытии торгов, а ее рыночная капитализация достигла $86 млрд. Таким образом, оценка VinFast в моменте превышала стоимость американских гигантов Ford ($47,5 млрд) и General Motors ($45,5 млрд) и почти сравнялась с китайской BYD ($93 млрд).
VinFast выходила на биржу через слияние со SPAC Black Spade.
SPAC (a special purpose acquisition company) — это компании, созданные специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. У SPAC нет ни активов, ни истории деятельности, ни бизнес-плана — это фактически пустышки.
Рост сразу после IPO был связан с энтузиазмом инвесторов в отношении стартапов из сектора электрокаров. Примеры похожих компаний Rivian, Lucid, Fisker и Lordstown Motors мотивируют участников торгов искать вторую Tesla на рынке.
«Мне казалось, что пузырь SPAC среди электрокаров сдулся, но, видимо, это не так. Мне непонятно, как [эта компания] приблизилась к BMW и опередила GM и Ford», — говорит Дэвид Уистон, аналитик автомобильной отрасли в Morningstar.
Судьба EV-стартапов настигла VinFast уже спустя день после начала торгов. Молодые компании пока не оправдали высоких оценок, которые упали после изначально успешных IPO. На открытии 15 августа VinFast торговалась по $11 за акцию — но максимальный уровень котировок в течение дня составил $37 (+236%). На закрытии торгов 17 августа акции компании стоили $20 — то есть бумаги уже потеряли 45% от пиковой стоимости.