Материал раздела Основной

Лови момент: какие бизнес-стратегии выбрали российские компании в 2023-м

Какие решения позволили компаниям в условиях идеального шторма сохранить курс, а в ряде случаев открыть новые земли — выяснили аналитики Школы управления «Сколково». Результатами опроса топ-менеджеров делится Алексей Улановский (Skolkovo Executive MBA)
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Сквозь шторм: что сработало в 2022 году

Мы опросили больше 200 собственников, предпринимателей, топ-менеджеров, СЕО, президентов и вице-президентов малого, среднего и крупного бизнеса, попросив ретроспективно описать свое стратегическое намерение в 2022 году. В строгом смысле слова стратегические намерения — это не совсем стратегия. Это представления топ-менеджмента о том, как справиться с вызовами и измениться — пересмотреть старые подходы и переосмыслить свой бизнес, чтобы сохранить его и развить. Выяснилось, что за год произошла кардинальная перестройка ландшафта бизнеса:

  • 51% участников опроса перестроили бизнес значительно,
  • 6% — радикально.

Только 3% оставили все как есть.

Полученные ответы мы распределили по группам, которым дали собирательные названия, опираясь на оригинальный язык самих руководителей. Эти стратегические намерения сгруппировали в шесть групп, от выживания до прорыва:

  • стратегия выживания «Пройди по краю» — 18,5% ответов,
  • стратегия выжидания «Жди и наблюдай» — 16,6%,
  • стратегия адаптации «Корректируй курс» — 31,3%,
  • стратегия поиска «Ищи новые земли» — 10,4%,
  • стратегия экстра-мили «Делай, что должен» — 11,8%,
  • стратегия прорыва «Расти, когда другим страшно» — 11,4%.

Как мы видим, основным стратегическим намерением прошлого года была адаптация — принятие изменений, корректировка курса под них, приспособление под новые правила игры, оптимизация и стабилизация. Далее идет установка — выжить с минимальными потерями, сохранить бизнес, живя одним днем или неделей. Чуть более позитивная стратегия — выжидать, управлять консервативно, не суетиться, двигаться маленькими шагами. Стратегия экстра-мили заключалась в максимизации усилий: продолжать бесперебойную работу, несмотря ни на что, двигаться вперед, делать больше, делать, что должен. Еще одна группа лидеров выбирала оппортунистическую стратегию прорыва — не вопреки, а благодаря турбулентности — расширения, быстрого и даже агрессивного роста там, откуда уходят остальные. Наконец, часть руководителей выбирали в 2022 году стратегию поиска — новых решений, партнеров, персонала, а также рекогносцировку, переориентацию бизнеса.

«Расти, когда другим страшно»: какие шаги предпринимает бизнес в 2023 году

Данные о стратегиях «на будущее» получены из опроса тех же руководителей российских предприятий, которые рассказали нам о своих бизнес-практиках в прошлом году. Однако в этом году для 57% менеджеров, которые перестроили бизнес, представление о перестройке радикально изменилось.