Материал раздела Основной

Харассмент: каким бывает и какова роль руководителя в борьбе с ним

Почему харассмент это не только про сексуальные домогательства, какие еще его виды встречаются в коллективах, как это проявляется и что можно сделать, не доводя дело до увольнений, — на конкретных примерах показывает психолог Мария Полякова
Фото: Carlo Allegri / Getty Images
Фото: Carlo Allegri / Getty Images

Казалось бы, работники все взрослые люди и должны понимать цели компании и знать, насколько токсичные действия и диалоги с коллегами разрушительны для бизнеса. Тем не менее, по данным разных опросов, жертвой физического насилия и харассмента в коллективе становится каждый 11-й работник, сексуального — каждый 16-й.

Харассмент (от англ. Нarassment) — домогательство, поведение, которое раздражает или беспокоит кого-то.

В российском обществе сформировался стереотип, что харассмент — это исключительно сексуальные домогательства. Неудивительно, этому было много предпосылок: при подготовке материалов авторы гиперболизируют проблему и акцентируют внимание на резонансной части анализа, некоторые психологические паблики пытаются сексуализировать и анализировать мультфильмы и детские сказки, острую реакцию в обществе вызывали публикации об участии известных людей в секс-скандалах и прочее. Обращать внимание на проблему, конечно, необходимо, однако не стоит забывать, что сексуальные приставания — это одна из форм харассмента. Существуют иные его виды, такие как буллинг, кибербуллинг, эйджизм, гендерное неравенство и другие.

Большинство случаев харассмента связаны с непроработанными психологическим проблемами сотрудника, в результате чего неосознанная или осознанная реакция выливается на конкретного человека, который стал триггером для совершения нападок или иного рода домогательств.

Возможно, руководитель посчитает, что выход в такой ситуации только один — расстаться с работником, но на самом деле идти на крайние меры необязательно. С проблемой можно и нужно работать, правильный подход не только улучшит атмосферу в коллективе, но и даст руководителю новые, практические навыки по корпоративному управлению.