Материал раздела Основной

Чем хорошая стратегия отличается от плохой: пять признаков

Некоторые менеджеры считают конкурентов круглыми дураками. Они придумывают гениальные планы, полагая, что беспрепятственно будут воплощать их в жизнь. Так появляются плохие стратегии. Андрей Коляда, ректор бизнеc-школы EMAS — о признаках хорошей стратегии
Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images
Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images

РБК Pro публикует отрывок из книги Андрея Коляды «Следующий уровень.Стратегический менеджмент новой эпохи. Передовые методы и инструменты бизнес-стратегии для роста вашего бизнеса». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».

Признак хорошей стратегии № 1. Вы находитесь либо в своей стратегической повестке, либо в чужой. Задавайте свою повестку.

Если это возможно, умный стратег, умный бизнесмен всегда создает свою повестку. Он всегда трезво смотрит на сложившуюся ситуацию и думает о создании своих правил игры. Дело в том, что победителем в игре, как правило, является создатель ее правил. Создавайте правила! Делайте актуальным то, что выгодно для вас.

Что такое стратегическая повестка? Повестка — это озвученные и подразумеваемые (то есть неозвученные) правила игры на рынке, которые предопределяют действия на нем компаний, клиентов, государственных органов и иных субъектов. Соответственно, если на рынке есть один или несколько ярко выраженных лидеров и их лидерство не мимолетно, а длится в течение достаточно продолжительного времени, можно не сомневаться, что стратегическая повестка работает на этого лидера (этих лидеров). Она либо помогла ему (им) занять лидирующую долю на рынке, либо же препятствует конкурентам и не дает им возможности свергнуть лидера и занять его место. О повестке нужно знать следующее: она всегда помогает лидеру и чаще всего создана им самим.

И даже если лидер и унаследовал повестку от кого-то другого, не сомневайтесь, он продолжает поддерживать в клиентах и прочих субъектах рынка веру в нее, в ее единственную правильность и непогрешимость. Он делает так потому, что это ему выгодно: повестка помогает ему привлекать клиентов и ценные ресурсы и одновременно препятствует конкурентам в их стремлении ворваться на первую позицию. Стратегическая повестка есть в каждой отрасли, где имеется ярко выраженный лидер (лидеры) рынка. Чтобы найти ее, нужно просто хорошо вникнуть в положение дел на рынке, определить шаблоны потребительского мышления, а также мышления иных игроков, которые влияют на рынок.

Например, рассмотрим рынок легковых автомобилей.