Рост на 40 160%: история взлетов и падений Netflix
Компания Netflix была основана в 1997 году, когда немногочисленные пользователи интернета выходили в Глобальную сеть посредством Dial-up-соединений. Естественно, ни о каком просмотре видеоконтента по сети тогда еще никто не помышлял: скоростей едва хватало на загрузку простеньких сайтов с минимальным количеством графики. Netflix начала свою деятельность как первый в мире интернет-магазин по прокату DVD с фильмами. Компания предлагала своим клиентами арендовать один из 925 фильмов: на тот момент это были почти все релизы, вышедшие на DVD. Диски доставлялись обычной почтой.
Через пару лет Netflix решила изменить свою бизнес-модель, представив концепцию ежемесячной подписки: за фиксированную плату пользователи могли арендовать любые фильмы, при этом не было никаких дополнительных платежей за доставку или обработку заказов. К 2000 году компания отказалась от однократного проката и сосредоточилась на подписочной бизнес-модели. К этому времени число ее клиентов выросло до 300 тыс., но компания все еще оставалась убыточной. Последующие пару лет были тяжелыми для Netflix: лопнувший пузырь доткомов вынудил руководство сократить треть сотрудников.
Однако снизившаяся цена на DVD-плееры помогла компании вернуться к росту уже в начале 2002 года. В том же году состоялось IPO Netflix: в первый день ей удалось продать 5,5 млн акций по цене $15 за каждую. К этому моменту число ее подписчиков увеличилось уже до 600 тыс. С учетом двух состоявшихся дроблений акций цена одной ценной бумаги за 21 год подскочила более чем в 400 раз, то есть возврат инвестиций составил бы 40 160% по состоянию на начало августа 2023 года.
К началу 2004 года стоимость акций Netflix выросла почти в пять раз по сравнению со стартом торгов в 2002 году, казалось, что тренд продолжится и далее. Но уже к октябрю 2004 года курс акций рухнул до своих первоначальных значений. На то, чтобы вернуться к максимумам того периода, компании потребовалось долгих четыре года. Кризис 2004 года был связан с возросшей конкуренцией на рынке проката фильмов на DVD: из-за этого компании даже пришлось снизить стоимость ежемесячной подписки на 18%.
Однако, несмотря на падение котировок акций в 2004 году, к середине нулевых годов бизнес Netflix продолжал успешно развиваться: количество пользователей превысило 4 млн (на конец 2005 года), увеличившись за год на 60%, корпорация продолжала приносить прибыль. При этом ее руководство осознавало тот факт, что рынок потребления контента ждут перемены из-за стремительного распространения широкополосного интернета по всему миру. В то время Netflix работала над проектом аппаратного устройства, которое могло бы скачивать из сети фильм за одну ночь для просмотра на следующий день. Однако из-за запуска YouTube и его быстрого набора популярности руководство Netflix осознало, что будущее — за службами потоковой передачи данных, и свернуло проект «коробки Netflix».