Вести бизнес в Юго-Восточной Азии непросто всем, особенно иностранным предпринимателям. Чтобы случайно не сесть в тюрьму и не разориться, нужно разобраться в местных особенностях работы. О том, как это сделать, рассказал Артем Москалев, Ivitech
Регион Юго-Восточной Азии очень перспективен и дает стартапам большие возможности для быстрого роста. Только в Индонезии 60% населения сейчас не имеет доступа к привычным сервисам типа интернет-банкинга. При этом постепенное внедрение широкополосного интернета порождает запрос на цифровые продукты.
Перед выходом на рынок Юго-Восточной Азии, как и в случае с любым другим регионом, нужно провести маркетинговые исследования. А именно: изучить конкурентов, понять, насколько ваш товар будет востребован. Бизнес-гипотезу можно оценить на примере опыта как глобальных игроков, так и локальных компаний в выбранных нишах.
Важные нюансы — юридические. Для развития бизнеса в Азии понадобятся юристы и консультанты, желательно несколько разных. Регион ЮВА неоднороден: если Сингапур развит и в целом бизнес-подходы не отличаются от западных, то Индонезия может показаться сущим хаосом. Разберемся, почему.
- Противоречивое законодательство. Закон может содержать одни нормы и правила, а подзаконные акты — прямо противоположные. Бэкграунд компании и эксперта играют роль: требования к лицензированию могут различаться для разных предприятий в одной отрасли. Поэтому важно понимать, на что опирается консультант. Можно посмотреть на то, как работают конкуренты и обходят проблемы с законодательством.
- Местный менталитет. В России мы привыкли обращаться к юристу и получать ответы на все вопросы. В Азии такого ожидать не стоит. У них нет единых и всем понятных норм, а ответ на конкретный вопрос может ввести в заблуждение. Например, вы спрашиваете, можно ли провести сделку и пропустить часть обязательных процедур. Азиатский консультант ответит вам, что можно, и даже расскажет, как именно это сделать. Но не уточнит, что за такое ведение дел вас могут посадить в тюрьму. Потому что его об этом не спрашивали, а просто так сообщать клиенту или деловому партнеру негатив некультурно. Всегда максимально четко формулируйте вопросы и держите в голове мысль: некоторые нюансы все равно могут остаться скрытыми от вас.
Создание базы