Материал раздела Технологии

В российском e-commerce назревает технологический сдвиг. Каким он будет

Российский рынок интернет-торговли так крепко держался за старое технологическое решение, что отстал от мирового лидера — Shopify — на 5–7 лет. Наверстать это сложно, поэтому нужно искать свой путь. Каким он может быть — просчитал Николай Резун (Ctrlweb)
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.

«1С-Битрикс» долго удовлетворял потребности отечественного e-commerce и до сих пор для многих остается рабочим решением, но с все большими оговорками.

Последние годы российский рынок интернет-торговли бурно развивался, и компаниям перестало хватать инструментов для интернет-торговли. Что его ждет в ближайшем будущем?

E-commerce в России: история технологий

Российская интернет-торговля всерьез начала развиваться в 2010-х. Первые сайты были простыми — чаще всего они выступали дополнениями к основному офлайн-магазину.

Рынок тогда был довольно хаотичным и разрозненным, хотя появлялись и интересные проекты. Например, «Утконос», который изначально был офлайн-магазином, в 2012 году полностью отказался от физической торговли в пользу онлайна.

Большинство компаний создавали интернет-магазины на базе «1С-Битрикс», который тогда был «королем» рынка. Примерно в 2008–2009 годах эта платформа закрепилась в нише разработки сайтов как безусловный лидер, а с 2011 года стала активно развивать решения и для e-commerce.

Долгое время перед компаниями не стоял вопрос, на чем делать интернет-магазин. Работа с «1С-Битрикс» была удобной: можно было получить «из коробки» работающее решение, быстро модифицировать его под свои нужды — для этого платформа предоставляла интеграции, доступные в несколько кликов, — и сразу запустить торговлю. Также компания активно набирала партнеров среди агентств-разработчиков, что делало ее решение выбором «по умолчанию» при заказе сайта для электронной торговли.

Некоторые западные компании заходили на российский рынок с американской платформой Magento, потому что этого требовал главный офис. Но серьезные интеграции на ней сделать было сложно — не хватало профильных разработчиков в России.