Материал раздела Основной
Татьяна Мошкина

Возрождение российского консалтинга: как выбрать подходящую компанию

Вопреки переживаниям предпринимателей уход «большой четверки» из России не стал катастрофой. Рынок перестроился, игроки уравнялись между собой и бизнесу стало необязательно переплачивать за бренд. Рассмотрим, как теперь выбрать консультанта
Фото:  Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Консалтинг в России, как и весь частный бизнес в стране, появился несколько десятков лет назад: аудиторские фирмы PwC и Ernst & Young пришли в СССР еще в 1989 году, а «большая тройка» компаний, специализирующихся на управленческом консалтинге, — в 1990-х: это McKinsey & Company, Bain & Company и The Boston Consulting Group.

Бизнес-модель международных компаний основана на постоянном найме молодых специалистов, обучению их профессии консультанта и отбору лучших. Большая воронка на входе обеспечивает приток «свежей крови», среди которой можно отобрать «жемчужины». Готовые технологии, опыт работы на зарубежных рынках, хорошо выстроенные бизнес-процессы, контроль качества оказания услуг и лучшие практики, накопленные в разных отраслях, — все это фирменная карточка иностранных консалтинговых компаний.

Как изменился российский консалтинговый рынок