Материал раздела Основной
Лидия Спевак

Модель ВУДУ: как лидер может развить харизму

Вопреки широко распространенному мнению, харизма не врожденное качество, а навык, который можно развить. В этом поможет модель ВУДУ. Что это за модель, рассказывает Лидия Спевак, бизнес-тренер и эксперт по публичным выступлениям
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В переводе с древнегреческого «харизма» — «дар свыше» или «милость богов». Немецкий социолог Макс Вебер определил харизму так: «Качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям». Это определение стало классическим.

Сегодня «сверхъестественные» качества харизматичной личности получают научное обоснование. Исследования, которые проводились в Школе менеджмента Отто Байсхайма в Германии, показывают, что во время общения с харизматичными личностями аналитическое мышление подавляется и активизируется сеть пассивного режима работы мозга. Другими словами, срабатывает механизм, благодаря которому мы слепо верим всему сказанному. Такой механизм сформировался для лучшей координации внутри группы. Особи, которые следовали за харизматичным лидером, а не совершали хаотичные действия, чаще всего выживали.

Однако ставить знак равенства между харизмой и альфа-статусом неправильно. Харизма предполагает только позитивное эмоциональное воздействие, в то время как альфа может вызывать негативные чувства, такие как страх или агрессия. По мнению Оливии Фокс Кабейн, автора книги «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять», неотъемлемая составляющая харизмы — доброта.

Оливия Фокс стала популяризатором версии о том, что харизматичность — необязательно врожденное качество, его можно развить. Ученые из бизнес-школы Лозаннского университета подтвердили эту версию. Они вывели важные навыки, присущие харизматичным людям, и обучили им случайно выбранных менеджеров. Спустя три месяца коллеги воспринимали этих менеджеров как харизматичных, компетентных и заслуживающих большего доверия управленцев, чем до начала эксперимента.

Развить харизму поможет модель ВУДУ. Она включает в себя четыре группы навыков лидера.

В — Влияние

Влияние — воздействие на других людей с целью изменения их знаний, убеждений, эмоций и поведения.

Чтобы оказывать такое воздействие, лидер должен: