«Девятипалая экономика». Как якудза помогли триумфу японского бизнеса
Всякий, кто смотрел японские боевики, при слове «якудза» сразу представляет татуированных с головы до пят бандитов, режущихся в карты в дымном притоне. Однако этот образ давно не соответствует реальности: якудза все реже попадают в криминальную хронику и все чаще владеют уважаемым бизнесом — инвестируют в компании, приобретают коммерческую недвижимость и оказывают помощь крупным брендам. Правда, при случае они по-прежнему не прочь пограбить какую-нибудь доверчивую западную фирму, как это случилось в 2009 году с Lehman Brothers, у которого местная банда взяла «кредит» на $350 млн, который банку никто так и не вернул.
Скрытую от глаз посторонних деятельность якудза в Японии часто называют «девятипалой экономикой», намекая на известный обычай бандитов отрезать себе палец за какую-то провинность перед своим боссом. Эту экономику многие оценивают двояко. С одной стороны, якудза продолжают оставаться преступниками. С другой — они помогли становлению в Японии онлайн-предпринимательства, дав деньги большому количеству стартапов, которые устали обивать пороги обычных венчурных капиталистов.