Материал раздела Основной

$500 тысяч на ветер: как мы запускали завод в Турции — кейс FitnesSHOCK

Производитель десертов без сахара FitnesSHOCK решил открыть завод в Турции, чтобы избежать проблем с поставками ингредиентов. Собственники потратили $500 тыс., но в итоге отказались от идеи. Историей провала делится сооснователь компании Сергей Кофейников
Фото: Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Мы всегда хотели выйти на международный рынок, но всегда отодвигали эту задачу, потому что были более приоритетные. Однако после начала СВО решили ускориться.

Наша основная фабрика находится в России, но ингредиенты — импортные. Основных три: молочный и сывороточный протеин, пищевые волокна (преимущественно изомальтоолигосахарид) и орехи. Мы закупали ингредиенты у дистрибьюторов в России, но понимали, что из-за санкций у них могут быть проблемы с поставками. Найти аналоги было невозможно: производство изомальтоолигосахарида в России отсутствует, нужные виды орехов не растут, а молочный протеин только начали производить, и продукция пока находится на стадии тестирования. Поэтому мы приняли решение открыть производство в Турции, чтобы в случае необходимости закупать ингредиенты для российского производства напрямую у своей турецкой компании. При этом важно было, что производственная компания в отличие от торговой не привлечет пристальное внимание регуляторов. Мы рассчитывали продавать продукцию с турецкого производства в Европу и на Восток.

Мы стали изучать особенности бизнеса в Турции и выяснили, что налоги там выше, чем в России. К примеру, налог на прибыль в России составляет 15%, а в Турции исчисляется по прогрессивной шкале и достигает 45%. Налоги на фонд оплаты труда и социальные отчисления вдвое выше, чем в нашей стране! Такие налоги «съели» бы значимую долю нашей прибыли.