Материал раздела Основной
Если многие международные компании, такие как Mars, Coca-Cola и Pepsico, уже более 20 лет успешно развивают культуру и устойчиво работающую систему преемственности, то в российских компаниях подобные программы подготовки следующего поколения топ-менеджеров начали появляться не так давно. Конечно, можно вспомнить «первых ласточек», которые уже в нулевых начали говорить о кадровом резерве как факторе долгосрочной устойчивости бизнеса, но как постоянный пункт повестки он закрепился всего лишь три-пять лет назад. В основном это крупные компании, которые уже сталкивались с недостатком опытных руководителей на рынке труда и осознали важность преемственности.
При этом в среднем и быстрорастущем бизнесе важные процессы могут зависеть от одного сотрудника. Он становится до определенной степени «незаменимым», поэтому его боятся потерять, могут долгое время удерживать и в ущерб компании и профессиональному развитию человека. И несмотря на огромное количество таких примеров, которыми активно делятся компании друг с другом, практика показывает — вопрос преемственности не становился значимым приоритетом в таких компаниях. Именно поэтому внезапный уход ключевого сотрудника или его временная нетрудоспособность на фоне стресса может сильно сказаться на показателях бизнеса.