Опубликовано 30.06.2023, 08:12
Россия уже более года живет под гнетом масштабных экономических санкций со стороны США, Европы и других стран. Одной из главных задач введенных ограничений было давление на российскую нефтегазовую отрасль, традиционно приносившую в бюджет огромные доходы. Стремясь при этом обеспечить стабильность поставок топлива на рынок, Запад ввел потолок цен на нефть из России.
В конце 2022 года страны G7, ЕС и Австралия договорились запретить западным фирмам оказывать услуги по доставке, фрахту, таможенному посредничеству, страхованию и маркировке российской нефти, если она продается по цене выше $60 за баррель. С 5 февраля было введено эмбарго на российские нефтепродукты. Предельные цены были установлены на уровне $100 за баррель бензина, керосина и дизельного топлива (которые торгуются с надбавкой к сырой нефти) и $45 за баррель на сырье, которое обычно продается со скидкой.
Потолок цен позволил нефти из России проникать на рынок, и, несмотря на санкции, российский нефтяной экспорт морским путем устоял: в мае он составил в среднем 3,87 млн барр. в сутки — это самый высокий показатель с февраля 2022 года. Согласно данным CAS, морские поставки сырой нефти из России увеличивались ежемесячно с февраля 2023 года и в настоящее время на 25% превышают средний довоенный уровень 3,1 млн барр. в сутки. Сегодня более 90% российских поставок морской нефти направляется в Азию, включая Турцию, по сравнению с довоенным уровнем — 34%.
В то же время более низкие цены приводят к тому, что российское правительство получает меньший доход от торговли нефтью. Согласно данным S&P Global Commodity Insights, дисконт Urals к датированной Brent за первые три недели мая составил в среднем $26 за баррель. В январе 2022 года он составлял $3,7 за баррель.
После введения потолка цен средняя цена на российскую нефть упала до $51 за баррель, что привело к миллиардной экономии для покупателей. Одним из бенефициаров сложившейся ситуации оказалась Индия: за десять месяцев после начала конфликта между Россией и Украиной Индия сэкономила около $3,6 млрд благодаря импорту более дешевой российской нефти.
Индия является третьим в мире потребителем нефти после США и Китая. Она импортирует примерно 85% от своих топливных нужд.
В мае Индия импортировала рекордные 2 млн барр. российской нефти в сутки, что на 14% превышает апрельский уровень. Сейчас нефть из России покрывает примерно 45% индийских потребностей в импорте. По данным Министерства торговли, импорт нефти из РФ в апреле вырос до $4,64 млрд по сравнению с $1,2 млрд годом ранее.