Материал раздела Основной
Маркировка — процесс нанесения на товары контрольно-идентификационного знака, позволяющего отслеживать перемещение продукции от изготовителя через торговые сети к потребителям. Самой крупной системой маркировки в России считается «Честный знак», заработавший в 2019 году для ряда товаров.
О маркировке «Честный знак»
«Честный знак» — не единственная система идентификации, действующая в РФ. Есть и другие:
Но именно «Честный знак» станет массовым и коснется практически всех производителей. Уже сейчас маркируются товары из списка, подготовленного Правительством РФ: табак, духи, пальто, постельное белье, фотокамеры и т.д. С 2020 года под закон попала молочная продукция, а с 2024-го — поэтапный эксперимент охватит промышленность целиком.
Ключевая цель маркировки — борьба с контрафактной продукцией. Как заверяют эксперты, объемы контрафакта в России превышают 20–50% в зависимости от направления. Защищенный криптографией знак позволяет на любом логистическом этапе узнать происхождение продукции и убедиться в ее надлежащем качестве.
При обнаружении надзорными органами отсутствующей маркировки на товарах или нарушении правил ее нанесения индивидуальным предпринимателям грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., юридическим лицам — от 50 тыс. до 300 тыс. руб. Вся продукция без маркировки подлежит конфискации.
Если компания или ИП продадут немаркированных товаров на сумму более 1,5 млн руб., предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере 80 тыс. руб.
Любые изменения в привычной системе товарооборота — это связанные трудности. И маркировка исключением не стала. Иногда виной всему неторопливость самой промышленности при озвученных заранее сроках перехода, в других случаях сказывается несовершенство «Честного знака». Рассмотрим часто встречающиеся проблемы.