Материал раздела Основной
В России прозрачность в ценообразовании не принята. Предприниматели хорошо усвоили, что «деньги любят тишину». Да, многие компании выкладывают на свои сайты данные о выручке и прибыли, а некоторые даже делятся отчетами о прибыли и расходах, но как и из чего формируется цена на продукт, обычно информация закрытая. Мы в компании считаем, что открытое ценообразование помогает делать рынок таким, каким мы хотим его видеть, и надеемся, что в будущем компании будут спокойно говорить о том, как формируются их цены.
Кофе — продукт со сложным ценообразованием. Сначала фермер выращивает кофейные ягоды, после чего они проходят обработку и превращаются в зеленое зерно. Зерно готовится к экспорту — на этом этапе формируется биржевая стоимость, по которой его будет закупать импортер. В стоимость закладываются затраты на логистику, таможенные расходы, хранение, НДС. Обжарщик покупает зеленое зерно и превращает его в кофе — продукт, который имеет привычный покупателю вкус, вид и брендированную упаковку. Наконец кофе попадает в кофейню.
Изменение хотя бы одного фактора приводит к корректировкам: к примеру, неурожай в крупной стране-производителе или скачки курса доллара вызывают рост стоимости продукта. Каждый из участников цепочки смотрит на предыдущего и негодует, что для него цены стали выше: обжарщик изучает прайс поставщика зеленого кофе, владелец кофейни делает заказ у обжарщика, покупатель приходит в кофейню и сердится на бариста, что любимый капучино подорожал. И никто не видит общей картины — почему чашка кофе стоит столько, сколько она стоит.
Чтобы внести ясность на нашем этапе, мы составили общедоступную таблицу. В ней указываем все параметры, которые влияют на цену: