Материал раздела Основной

Как мы перешли на открытое ценообразование — кейс The Welder Catherine

Компания по обжарке кофе The Welder Catherine с 2020 года выкладывает в открытый доступ данные о том, из чего складывается цена на товар в опте и рознице. Никита Сторожук, директор компании по финансам и продажам, — о том, что это дает и в чем мешает
Фото: @theweldercatherine / VK
Фото: @theweldercatherine / VK

В России прозрачность в ценообразовании не принята. Предприниматели хорошо усвоили, что «деньги любят тишину». Да, многие компании выкладывают на свои сайты данные о выручке и прибыли, а некоторые даже делятся отчетами о прибыли и расходах, но как и из чего формируется цена на продукт, обычно информация закрытая. Мы в компании считаем, что открытое ценообразование помогает делать рынок таким, каким мы хотим его видеть, и надеемся, что в будущем компании будут спокойно говорить о том, как формируются их цены.

Как мы пришли к идее сделать ценообразование открытым

Кофе — продукт со сложным ценообразованием. Сначала фермер выращивает кофейные ягоды, после чего они проходят обработку и превращаются в зеленое зерно. Зерно готовится к экспорту — на этом этапе формируется биржевая стоимость, по которой его будет закупать импортер. В стоимость закладываются затраты на логистику, таможенные расходы, хранение, НДС. Обжарщик покупает зеленое зерно и превращает его в кофе — продукт, который имеет привычный покупателю вкус, вид и брендированную упаковку. Наконец кофе попадает в кофейню.

Изменение хотя бы одного фактора приводит к корректировкам: к примеру, неурожай в крупной стране-производителе или скачки курса доллара вызывают рост стоимости продукта. Каждый из участников цепочки смотрит на предыдущего и негодует, что для него цены стали выше: обжарщик изучает прайс поставщика зеленого кофе, владелец кофейни делает заказ у обжарщика, покупатель приходит в кофейню и сердится на бариста, что любимый капучино подорожал. И никто не видит общей картины — почему чашка кофе стоит столько, сколько она стоит.

Чтобы внести ясность на нашем этапе, мы составили общедоступную таблицу. В ней указываем все параметры, которые влияют на цену: