Материал раздела Основной

Правила выживания: что еще можно выжать из бизнеса в сложившихся условиях

Популярные бизнес-модели, такие как подписка, франшиза, краудфандинг, уже показали свою эффективность. Но чтобы использовать их в сегодняшних реалиях, нужно учесть некоторые нюансы. Какие — рассказывает Андрей Евстифеев, вице-президент ГК «ЕЮС»
Фото: Евгений Курсков / ТАСС
Фото: Евгений Курсков / ТАСС

1. Подписка

Как устроена бизнес-модель

Компания продает подписку на свой продукт. Обычно срок ее действия составляет месяц или год. Наиболее дальновидные предприниматели предлагают подписку не на одну услугу или товар, а на целый спектр, из которого покупатель может выбрать то, что ему нужно. Покупатели предпочитают гибкие подписки. К примеру, в спортивную подписку может входить доступ к пяти, восьми или десяти тренировкам, силовым, кардио или йоге — на выбор пользователя.

Кому подходит

Чаще всего по модели подписки работают онлайн-кинотеатры, музыкальные и ИТ-сервисы. Однако «подписаться» можно и, допустим, на доставку носков или цветов, а еще на выгодные предложения от банков.

Что изменилось

Россияне лишились многих зарубежных сервисов подписок — к примеру, из страны ушли Netflix, Megogo, Spotify. Поэтому стали больше интересоваться отечественными платформами.

Кроме того, подписки стали неотъемлемой частью экосистем. Их владельцы как бы окольцовывают клиентов, чтобы удерживать на «своей территории». Согласно данным исследовательской компании J'son&Partners Consulting, рынок экосистемных подписок в 2022 году в России увеличился на 24% и достиг 58,1 млрд руб. Крупнейшими игроками стали МТС, «Сбер» и «Яндекс». Они присоединяют к себе интересные сервисы.

Франшиза