Материал раздела Основной
В 2005 году Национальный научный фонд обобщил исследования о ежедневных мыслях человека и обнаружил, что ум обычно фокусируется на негативе. Исследование Корнельского университета позволило убедиться, что 85% из того, о чем беспокоится человек, не происходит вовсе, а из оставшихся 15% проблем часть разрешается гораздо легче, чем кажется, либо преподносит ценный жизненный урок. В далекие времена, когда опасности поджидали на каждом шагу, эта функция мозга помогала: человек жил в определенном стрессе, был готов к неприятностям. Сегодня хищники уже не поджидают нас на каждом шагу, но мозг продолжает активно использовать заложенный предками инструмент. Правда, теперь этот инструмент несет больше вреда, чем пользы. Особенно это заметно, если когнитивным ошибкам подвержен руководитель крупного бизнеса.
1. Туннельное зрение — отрицание любых альтернатив.
Тот случай, когда оспаривать мнение лидера — пустая трата времени и сил. Ли Якокка, известный топ-менеджер мирового автопрома и председатель правления корпорации Chrysler, никогда не давал высказываться людям, которые относились к его идеям скептически. К примеру, он считал, что новые автомобили похожи на летающие томаты, потому Chrysler выпускала угловатые автомобили, которые не пользовались большим спросом. Так компания теряла позиции на рынке.
Еще одно яркое проявление туннельного мышления было присуще Альфреду Слоуну, президенту и генеральному директору компании General Motors. Он настаивал на внедрении своих идей, а если кто-то из топ-менеджеров их не одобрял, делал все возможное, чтобы отложить решение вопроса до следующего раза. В дальнейшем он снова и снова поднимал тему на собраниях, так или иначе пытаясь склонить коллег на свою сторону.