Материал раздела Основной

Четыре стадии развития бизнеса: как вовремя найти слабые стороны

На каждом этапе развития бизнес может разрушиться. Поэтому важно отслеживать, на какой стадии он находится сейчас, какие задачи решает и какие подводные камни его там подстерегают. Как это делать, разобрал Алексей Кривошеин (агентство «Точно»)

За время работы с клиентами эксперты нашей компании выделили четыре стадии развития бизнеса — от создания продукта до его успеха на рынке. В зависимости от того, на какой из них сейчас находится компания, ей предстоит столкнуться с разными сложностями и задачами. Разберем, как с ними справиться.

Стадия 1. Проверка минимальной жизнеспособности продукта (MVP)

На этом этапе продукт еще не проверен рублем — мы не знаем точно, есть ли для него место на рынке. При этом он уже может выпускаться и даже продаваться в двух случаях:

  • если собственник просто решил, что предложение актуально, без исследований и тестов;
  • если продукт продается ограниченному кругу людей и всем в этом кругу нужен.

Точка А: есть идея продукта, минимум ресурсов, большие амбиции.

Задача: как можно быстрее проверить, нужен ли продукт на рынке, использовав минимум ресурсов.

Решение: строим воронку продаж и тестируем продукт. Здесь возможны три варианта:

  1. Первый запуск может быть неудачным, так как выбраны не те инструменты. В этом случае перезапускаем воронку и получаем нужный результат.
  2. Если несколько запусков не удались, продукт нежизнеспособен.
  3. Финансовая модель сошлась — значит, рынку продукт нужен. Можно переходить на следующий этап.