В кризис бизнесу важно поддержать конкурентоспособность, снизить расходы. Простор для оптимизации обычно есть в закупках, но там же чаще всего находят и слабые места. Как их выявить с помощью «процессной аналитики», рассказал Роман Гук (Платформа «Сфера»)
Закрытые границы, остановленные производства — три года назад пандемия разорвала глобальные цепочки поставок. Тогда аналитики McKinsey отмечали, что пересмотреть свои закупочные процессы придется 81% компаний.
Следующий удар по цепочкам поставок случился в начале 2022 года. Бизнесу — особенно российскому — пришлось вновь пересобирать закупочные процессы.
Небольшим компаниям это далось легче — они смогли все поменять вручную. А фирмы с тысячами сотрудников и сотнями зарубежных партнеров перестраиваются до сих пор — вариативность сценариев слишком велика, а ситуация на рынке продолжает меняться.
Более того, крупные предприятия не всегда знают, что именно происходит на местах. Часть картины можно восстановить по регламентам, но они показывают руководству лишь желаемый сценарий — как все должно работать в идеальных условиях. А на деле в любой большой компании существуют так называемые закупки, которые проходят за пределами стандартных бизнес-процессов. Часто за них отвечают руководители подразделений, которые заполняют отчеты о тратах постфактум. Контролировать такие расходы сложно, не говоря уже о планировании.