Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.
При масштабировании бизнеса неизбежно растет не только количество документов и нагрузка на штатных юристов, но и цена юридической ошибки. Чтобы сократить время на проверку и согласование документов, компании используют типовые шаблоны. Но стандартная форма для одной организации не будет стандартной для другой.
По данным Embedika, доля нетиповых договоров в российских компаниях остается высокой — от 20% до 50%. Возможность стандартизации зависит от сферы деятельности и размера компании. Так, в малом и среднем бизнесе, который вынужден использовать шаблоны крупных контрагентов, доля нестандартных договоров может превышать 50%. А в компаниях, которые занимаются разработкой на заказ, почти каждый контракт будет составлен индивидуально. Работа с такими нетиповыми документами требует пристального внимания и анализа, а значит, дополнительного рабочего времени юристов и контрактных менеджеров.
Сегодня системы электронного документооборота (СЭД) упрощают процесс регистрации и передачи данных и могут автоматизировать часть рутинных операций. Но большинство процессов происходит вручную: новый договор регистрируют в компании, определяют ответственного и направляют ему документ, после чего сотрудник вычитывает и проверяет его, при необходимости редактирует.
Из-за неэффективной работы с контрактами компания может терять от 5% до 40% от цены сделки. Кроме увеличения затрат на юридический отдел и сроков анализа документов ручная проверка большого объема документов несет риск ошибок и дальнейших судебных издержек. Большинство споров, рассматриваемых в арбитражных судах, связано именно с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров.