Компании из России, отложившие IPO в 2022 году из-за геополитики, все еще видят барьеры для выхода на биржу. Большинство хотели бы разместиться на зарубежных площадках, но на наиболее привлекательном из доступных китайском рынке им вряд ли будут рады
Все компании, планировавшие разместиться на бирже в 2022 году, отказались от своих планов в связи со сложившейся геополитической ситуацией и последовавших за этим ограничений для российских компаний. Об этом говорится в исследовании Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), с которым ознакомился РБК.
Среди основных барьеров для проведения IPO участники опроса ФРИИ помимо геополитической нестабильности и падения макроэкономических показателей назвали недостаточность капитала на рынке для компаний, желающих получить хорошие мультипликаторы при размещении, необходимость потратить значительные суммы на IPO и поддержание публичности. В частности:
- 27% опасаются низкого спроса при размещении акций и падения ликвидности компании после выхода на биржу. Такое же число компаний указали на недостаточные обороты для размещения;
- 27% назвали барьером иностранные санкции в отношении компании или топ-менеджмента, а также боязнь санкций в отношении зарегистрированного иностранного лица в группе;
- 18% указали на отсутствие поддержки государства при листинге ценных бумаг или государственные манипуляции в пользу одного игрока;
- 18% откладывают выход на биржу из-за проблем с законом у компании или ее руководителей.
В числе возможных мер поддержки от государства респонденты отмечали внедрение бóльшего числа практик, стимулирующих спрос на российском фондовом рынке, рост числа консультационных программ и компенсаций при выходе на биржу, увеличение налоговых льгот для инвесторов и компаний и др.
В целом, по оценке ФРИИ, на одну декларировавшую планы выхода на биржу компанию в России приходится десять компаний, которые не рассматривают IPO как инструмент привлечения финансирования и развития.