Опубликовано 24.05.2023, 08:00
Спрос на покупку франшиз в 2022 году был волнообразным и напрямую зависел от новостной повестки. По данным каталога франшиз franshiza.ru, резкое снижение спроса пришлось на март: интерес к приобретению сразу упал на 30%. Летом рынок восстановил темпы и даже превысил показатели 2021 года. Однако в конце сентября случился второй обвал: после объявления о частичной мобилизации более 70% запланированных сделок по покупке франшиз сорвалось, большинство переговоров остановилось. Целевое ядро покупателей франшиз — мужчины 25–45 лет — были не готовы думать о запуске собственного бизнеса, часть из них уехали из России.
Поменялись и востребованные сферы бизнеса. Например, в марте—июне инвесторы начали рассматривать в качестве стабильного бизнеса продуктовые торговые точки, «магазины у дома», алкомаркеты и аптеки. Больше всего в 2022 году пострадал непищевой ретейл: к проблемам прошлых лет вроде локдаунов и закрытий ТЦ добавился уход международных брендов. Стабильно востребованными на протяжении всего года были франшизы в сегменте услуг: бизнес, связанный с детьми, медицина, ремонт. Проблемы с покупкой новой техники и автомобилей дали мощный импульс сетям, предоставляющим услуги ремонта. Сети лабораторных анализов подошли к потолку роста, зато начал выздоравливать общепит — рестораны, сумевшие пережить последние три года, обрели новое дыхание.