Материал раздела Основной
Максим Якибчук

Обещать — не значит жениться: как строить бизнес с арабскими партнерами

Арабы привыкли к теплым отношениям даже в бизнесе. Они любят мудреные продукты, но не хотят платить за них высокую цену. И не относятся всерьез к тем, кто не торгуется. Максим Якибчук, гендиректор компании АГРИСОВГАЗ — о том, как расположить их к себе
Фото: Christopher Furlong / Getty Images
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

По понятным причинам большинство европейских рынков сегодня закрыты для российских компаний. Однако расширяются возможности сотрудничества с другими дружественными странами, такими как Китай, Индия, Латинская Америка, государства Центральной Азии, Африки и Ближний Восток.

На мой взгляд, проще всего наладить взаимодействие с арабскими странами. В большинстве своем они не поддерживают западные санкции и территориально расположены ближе, что заметно упрощает логистику. Кроме того, с ними уже выстроены торговые отношения. Наиболее перспективны с точки зрения ведения бизнеса такие страны, как ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет. Они уже показали явную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией, выразив желание присоединиться к БРИКС.

Условия для выхода на арабский рынок максимально благоприятные. Но для того, чтобы ими воспользоваться, нужно знать местные традиции и культуру.

Как вести бизнес с арабскими партнерами? Дам несколько рекомендаций.

1. Начинайте деловые отношения с личного общения, так к вам будет больше доверия

Пытаясь выйти на арабский рынок, можно долго рассылать коммерческие предложения и участвовать в тендерах, но так и не добиться успеха. Причина простая — здесь огромную роль играют личные отношения, причем не между менеджерами проектов, а на уровне руководителей компаний — лиц, принимающих решения. Если установлен теплый контакт, шансы на то, что ваше предложение рассмотрят, заметно повысятся.