Материал раздела Основной
В современной деловой среде продукты и услуги развиваются с огромной скоростью. Поэтому сохранение конкурентного преимущества становится сложной задачей. Чтобы не терять его, важно вовремя адаптировать бизнес-модель к изменяющимся условиям.
Рассмотрим самые популярные варианты таких моделей и то, как их сегодня можно сочетать между собой.
Исследования Университета St.Gallen показывают, что существует 55 повторяющихся паттернов, которые лежат в основе многих бизнес-моделей. Пять из них на сегодня наиболее популярны. Проанализировав эти модели, можно найти новую идею для развития своего бизнеса.
Платформенная модель
Основана на создании платформы, которая связывает разные стороны рынка и позволяет им взаимодействовать, создавая ценность для аудитории. Примером такой модели может служить Airbnb: он связывает арендодателей с арендаторами. Подумайте, можете ли вы интегрировать платформу со своим бизнесом в какую-то экосистему или создать свою собственную платформу?
Подписная модель
Основана на предоставлении продукта или услуги по подписке, обычно с регулярными платежами. Пример — Netflix, который предлагает потребителям доступ к контенту за фиксированную ежемесячную плату. Подумайте: что в своем бизнесе вы можете продать по подписке?
Модель маркетплейса
Основана на создании платформы, где продавцы предлагают свои товары или услуги покупателям. Примерами таких моделей могут быть Amazon или eBay, которые предоставляют возможность продавцам реализовывать свои товары. Подумайте о том, как вам можно выйти на маркетплейс или интегрироваться в его экосистему.
Модель фриума
Предлагает базовые услуги или продукты бесплатно, а за дополнительные функции или премиум-уровни требуется платить. Пример — Dropbox, который предоставляет базовое облачное хранилище бесплатно, но предлагает дополнительное пространство за дополнительную плату. Подумайте: как вы можете применить модель фриума для своего бизнеса?
Модель экосистемы
В ее рамках различные компании и организации сотрудничают для создания взаимной ценности. Примером может быть компания Apple, которая создала экосистему из устройств, программного обеспечения, приложений и сервисов, взаимодействующих друг с другом. Подумайте: в какую экосистему вы можете интегрировать свой бизнес?